Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

А может, уже крематорий?

Бишкекчан хоронят чуть ли не на проезжей части. А ведь мэрия еще пять лет назад обещала открыть новое кладбище…

Мэрия столицы в очередной раз опубликовала информацию о том, что в селе Гроздь Аламудунского района планируется открыть новое городское кладбище. По их данным, долгожданное событие произойдет «в ближайшее время». «Оно будет разделено на несколько частей по конфессиональной принадлежности. Общая площадь объекта занимает 44 га. Такое решение связано с переполненностью Юго-западного кладбища в Чон-Арыке», заявили в градостроительном ведомстве.

Надо отметить, что данная «новость» уже слегка отдает «душком». Аккурат 5 лет назад один из вице-мэров пророчил, что «уже весной (2013 года  ред.), построив новые коммуникации и ограждения, можно начать захоронения на новом кладбище». 

«Проволочки были связаны с тем, что уже несколько раз документ по проведению работ на выделенной территории возвращали на доработку в связи с замечаниями Минюста. Сейчас он находится в правительстве на подписании у руководства. В ближайшие дни, может быть даже до конца месяца, мы получим этот документ. В свою очередь мэрия готова к освоению данных земель. Мы уже провели там подсъемку, зарезервировали деньги в размере 10 млн сомов. Ждем только документа», – заявил тогда чиновник.

Напомним, что «кладбищенский» вопрос с разной степенью активности поднимается в Кыргызстане почти 10 лет. Более того, почти каждый мэр отметился тем, что говорил либо о «скором» закрытии Юго-западного кладбища, либо об открытии нового.

Другой вице-мэр также два года назад утверждал, что на грозденском кладбище уже ведутся первые захоронения. «Во время его строительства на нем были официально погребены бездомные»,  хвалился он. Соглашался с этим утверждением и бывший руководитель Бишкекского агентства ритуальных услуг Болот Карамуратов.

И уточнял, что «уже» могут быть захоронены и «обычные» горожане.

 Первый этап работ сделан: проложены дороги, сделаны туалет и парковка для машин, установлен свет вдоль забора, правда, пока ещё не вдоль всего периметра. Общая сметная стоимость проекта составляет 327 миллионов сомов. Пока же нам выделено только 18 миллионов сомов, которые мы полностью освоили, и уже начинаем захоронения на новом погосте,  утверждал тогда Карамуратов.

При этом, изначально даже шла речь не только об открытии нового городского кладбища, но и о строительстве на его территории крематория и колумбария для хранения праха. Однако это предложение было отклонено общественностью. 

Что же касается дальнейшей работы «резинового» чон-арыкского кладбища, то как заявлял экс-мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов, «оно прослужит ещё максимум около пяти лет, после чего будет закрыто». Видимо, прогнозам градоначальников сбыться не удастся, слишком прибылен ритуальный бизнес на Юго-Западном кладбище.

Более того, вместо того, чтобы закрыть кладбище на Чон-Арыке, на нем осваиваются не предназначенные для этого площади – буквально за проезжей частью. И, судя по расположению участков, стоит это в отличие от «горных» мест намного дороже. К сожалению, при том, что за услуги «ритуальщиков» берутся колоссальные средства, за кладбищем практически никто не следит. Оно замусорено и находится в ужасном состоянии. О каком-то продуманном захоронении и соблюдении норм говорить также не приходится – некоторые надгробные площадки закрывают проходы и буквально «наезжают» на другие захоронения. Никто за этим не следит и не пресекает.

Напомним, на миллионную столицу официально приходилось пять кладбищ: «Братское» – площадью 13 гектаров (закрытое с 1956 года), «Дунганское»  площадью 4,2 гектара (закрытое в 1965 году), «Ала-Арчинское»  мемориальное кладбище площадью в 31 гектар, открытое только для захоронений по постановлению правительства, «Северное»  площадью 86 гектаров, где допускаются подзахоронения людей в могилы или рядом с могилами родственников, если позволяет место, и «Юго-Западное»  занимающее свыше 300 гектаров, работающее с 1967 года. Поэтому, по сути, хоронить можно было только на «Юго-Западном». 

В прошлом году столичные власти, не изменяя «давней традиции», вновь оправдывались за задержку с открытием кладбища. Поясняя, что на Юго-Западном осталось около 1 тыс. мест, которых хватит лишь на 2016 год. «И если кладбище не будет расширяться, то попросту не останется мест для захоронений, и оно закроется»,  вновь пугал горожан главный инженер БАРУ Сапар Ташматов. И прогнозировал завершить работы «в этом (2016!) году».  

Есть во всем этом одно важное «но», о котором изначально упоминали специалисты: новое кладбище в Аламудунском районе слишком мало для потребностей города. И поэтому вряд ли прослужит достаточно долго без возможности дальнейшего расширения. Как откровенно заявлял экс-директор БАРУ Болот Карамуратов, мощности нового кладбища хватит не более, чем на 5-6 лет, при условии сохранения уровня смертности нескольких последних лет. «Прогнозы связаны и с высокой внутренней миграцией, ведь умирающих приезжих, в основном, не отвозят на малую родину, а хоронят здесь, в столице. Впрочем, решение проблемы, конечно, есть, только для этого городу необходимо забрать 40 гектаров смежной территории, отданных под кладбище для Аламудунского района Чуйской области. И если бы нам удалось договориться и забрать эти гектары, то увеличилась бы территория захоронения для городских жителей. Кроме того, мы бы хоронили и людей из области. Но пока это только планы. Хотя этого кладбища в 44 гектара нам хватит не больше, чем на пять лет. Конечно, предугадать, сколько людей будет умирать, невозможно, но мы берем средний показатель за последние несколько лет и из этого исходим,  пояснил в 2014 году начальник БАРУ. Но эту проблему городские власти быстро «замяли». А значит, хочешь не хочешь, спустя недолгое время градоначальникам придется вновь решать вопрос о поиске новых территорий для захоронений и тратить миллионы на строительство очередного кладбища и создание его инфраструктуры.

При этом градоначальники «замолчали» и высказывание бывшего главы похоронного бюро том, что дорога до кладбища будет занимать примерно сорок минут при обычной скорости езды. «Похоронная процессия двигается медленнее, а значит, на дорогу, к примеру, из южных микрорайонов столицы, будет необходимо от полутора до двух часов без учета пробок. Но земли ближе для кладбища просто нет. Поэтому в день мы сможем осуществлять только один рейс похоронной процессии. Катафалков у нас всего три, поэтому без помощи частных ритуальных агентств просто не справимся»,  заключил начальник БАРУ. А значит, уже сейчас понятно, что открытие нового кладбища в селе Гроздь спровоцирует увеличение цен на услуги этого вида спецтранспорта. И это еще не считая, что, по минимальным подсчетам, в частном ритуальном агентстве христианские похороны обойдутся бишкекчанам в среднем в 20 тысяч сомов и в 23 тысячи – мусульманские. Все это без стоимости земли! А последняя как раз варьируется от нескольких тысяч долларов США до нескольких тысяч сомов, в зависимости от места расположения могилы. Возможно поэтому заинтересованные лица в столичной власти не готовы терять столь прибыльный и налаженный годами бизнес на Юго-Западном кладбище в Чон-Арыке. А заявления о новом кладбище будут появляться систематически и дальше, пока на существующем не произойдет форс-мажорный и уже откровенно нерешаемый коллапс.

Виктория Предигер
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх