Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Деление по родам может стать плацдармом для афганизации Кыргызстана?

Когда государству нечего предложить, общество начинает восстанавливать родоплеменные связи

Информация о том, что Абдыганы Эркебаева в Исфане избрали лидером рода Теит  вот уже неделю будоражит общество и дискутируется в печати. Сегодня «Вести.kg» предлагает комментарии племянницы нашего великого писателя Джамили Айтматовой, кандидата геолого-минералогических наук, геоэколога, гендиректора  ОФ «AMAZоnA.KG»:

-Родоплеменное деление кыргызов – внутренне присущая особенность нашего общества. Понятно, что на фоне развития новых технологий, прорыва научных исследований в самых разных сферах, начиная с космоса, заканчивая генами, процессами глобализации, существование и развитие этой части нашей жизни представляется пережитком, поддержка которого в том или ином виде совершенно недопустима. Поэтому и имеет место такая реакция на проведенный курултай в Алае, где главой рода Теит был выбран академик Абдыганы Эркебаев, нынешний президент НАН КР.

Архаизация общества опасна. Она замораживает его поступательное развитие, в частности социальных, политических и других институтов.  На таком субстрате можно получить и афганизацию, и фундаментализм, и многие другие не самые лучшие последствия.

В то же время, родоплеменная структура кыргызского общества была и остается тем каркасом, который позволяет функционировать социальным связям. Ведь неслучайно эта структура сохраняется столько десятилетий после революции 1917 года, хотя Советская власть делала все, чтобы нивелировать ее, и усилить роль государственно-политических институтов, как в любом цивилизованном государстве 20 века. Тем не менее, родоплеменная структура продолжала существовать и функционировать. О ней меньше говорили, меньше ссылались, но при принятии определенных решений именно этот фактор выходил на передний план и «задавал тон».

Когда слабое государство не может предложить ничего для сплочения нации,  - а оно определенно не может, - на помощь приходят альтернативные механизмы, в данном случае, этим механизмом стали родоплеменные связи. С другой стороны, такие связи являются коррупциогенным фактором, усиливая семейственность, кумовство и непотизм при принятии решений на всех уровнях власти. Отсюда и нестабильность, проистекающая из недовольства, и нарушения принципов справедливости (например, по отношению к другим этносам), и постоянная конкуренция между родами и кланами, как внутри-региональном, так и на межрегиональном уровнях. Я уже не говорю о геополитическом аспекте, когда родоплеменные структуры могут быть использованы внешними силами для нарушения политической стабильности в стране.

Поэтому, можно сказать, что это явление,  как две стороны одной медали: родоплеменные связи – это наша «среда», «структура», которая поддерживает наше общество, позволяет решать вопросы взаимопомощи, урегулирования конфликтов на местном уровне. А с другой стороны, это механизм, который становится субстратом для развития коррупции, семейственности, и нарушения принципа справедливости, например, для этнических меньшинств, которые не входят в систему родоплеменных отношений кыргызов.

«Наши недостатки - это продолжения наших достоинств». Полагаю, что у нашего народа сейчас нет никаких других механизмов, которые могли бы быть достаточно эффективно использованы для поддержания хрупкой стабильности, которое установилось в стране после «революции» 2010 года и Ошских событий. Это не значит, что нам надо успокоиться, и сидеть, сложа руки. Чтобы преодолеть коррупцию, о которой мы так давно говорим, но на самом деле, мало что делаем, чтобы преодолеть кумовство,  - нам надо строить цивилизованное государство, основанное на современных принципах и подходах, которые должны снижать роль родоплеменных механизмов.

Однако, учитывая опыт Советской власти, видимо, это будет очень нелегкий и длительный процесс. Появившаяся тенденция по выборам глав родов может говорить о том, что эта система не только не уступает место более прогрессивной государственной системе, организованной по территориальному признаку, но и развивается, идет вширь и вглубь. Та серьезность, с которой кланы подходят к выборному процессу глав родов, говорит о том, что и в дальнейшем эта родоплеменная система пока что будет основным «системообразующим» фактором в нашем обществе. Она продолжает укрепляться.

При таком раскладе дел будет происходить консолидация на уровне родов и кланов, но процесс формирования идентичности единого кыргызского этноса, который все еще достаточно фрагментирован, будет отложен. Именно в этом плане, если процессы фрагментации будут развиваться, клановая и родовая консолидация могут в той или иной мере представлять опасность для стабильности политической обстановки в стране.

Опираясь на существующую систему, надо помнить о том, что это лишь промежуточный, временный вариант в период слабости государственных институтов. Мы не можем зацикливаться, культивировать это, напротив, нам надо продумывать пути перехода от нее на новый, более высокий уровень развития этой части нашего государства, через укрепление государственных механизмов, потому что консервация этих явлений в долгосрочной перспективе может привести нас к самым непредсказуемым последствиям.

Роман Сафин
Фото www
Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх