Пятница, 09 Дек. 2016
contact Контакты: 0(312) 68-03-54, 0(559) 40-99-04   E-mail E-mail: vesti@vesti.kg



"Голосарий"

Доверяете ли вы президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву?
 

Политика

Общество

Геология

Аналитика

  • 08.12.16 16:47   Кто стращает президента? (часть1)

    Кто стращает президента? (часть1) Судя по всему, нападки «оппозиции»  лишь прикрытие, плацдарм для полноценной интервенции западной «демократии» в преддверии выборов за кресло главы государства


Экономика

Происшествия

01.10.15 12:11

«Ата Мекен»: Джоомарт Оторбаев: В чем экономические приоритеты кыргызстана?

В чем экономические приоритеты Кыргызстана? С таким вопросом  мы обратились к  ведущему специалисту  в сфере экономики, бывшему премьер-министру страны Джоомарту Оторбаеву

Джоомарт Каипович, хотел бы без предисловий задать вам вопрос об экономических приоритетах Кыргызстана. Как лучше всего, на ваш взгляд, развивать страну?

Я бы разделил вопрос. Есть экономическая политика, и есть собственно экономика. Если смотреть на ситуацию с точки зрения формирования экономической политики, то надо сказать, что задача государственных органов – создание благоприятного инвестиционного климата. Какая бы партия ни победила на выборах, кто бы ни стал президентом, все равно это останется задачей номер один. Предприниматель должен чувствовать себя в Кыргызстане как в раю. Тогда он сюда пойдет со своими деньгами.


Как в раю это как же?

Надо, чтобы в стране было качественное законодательство. Не запутанное, не меняющееся раз в полгода. Надо, чтобы у предпринимателя был доступ к инфраструктуре, то есть не сотни согласований на подключение, каждое из которых оборачивается вымогательством, а четкий, ограниченный во времени процесс, где у административных органов есть свои обязательства. Необходима возможность привлекать квалифицированную рабочую силу. И, конечно, - возможность на законной основе минимизировать расходы.

Все это обязательства государства?

Если оно хочет привлечения инвестиций. Если нет, то все можно оставить как есть, когда инвестиции зачастую являются вопросом частных договоренностей предпринимателя и чиновника.
Ситуация такова, что государству сейчас самое время пошевелиться…

Я тоже так считаю. Именно сейчас для страны жизненно необходимо оптимизировать законодательство, создать максимально удобную бизнес-среду.  Мы вошли в ЕАЭС. Таким образом, емкость рынка возросла от 5 млн человек до 180 млн. Наши предприятия, компании получают выходы на совершенно другие по качественным и количественным показателям рынки, при этом у нас низкая себестоимость благодаря тарифам на энергетику (в 3,5 раза дешевле), у нас дешевле рабочая сила и у нас дешевле недвижимость.


То есть произвести некую продукцию и продать у нас – гораздо дешевле, в разы дешевле…

В том-то и дело. Как же не воспользоваться открывающимися возможностями? Такую модель развития использовали страны Прибалтики, вообще страны с небольшим ВВП, которые могут быстро переориентироваться. И везде такой подход был успешным. Нам тоже его надо использовать. Так что создание благоприятного инвестиционного климата, благоприятной бизнес-среды – вот наши приоритеты.

Это мы говорим об экономической политике. Теперь давайте переведем разговор в практическую плоскость. На что делать упор нашей стране в своем развитии, какова ваша точка зрения?

Есть несколько направлений, на которые следует обратить внимание. Во-первых, страна должна стать сервисным центром региона. Мы волей судьбы находимся  в окружении трех стран БРИКС, а это локомотивы мировой экономики в 21 веке. Не имея возможности быть сравнимыми по экономической мощи, по численности населения, мы должны занять ту нишу, что позволит нам грамотно использовать географическое положение страны, другие ее плюсы.
Раскройте, пожалуйста, это понятие – сервисный центр…

Экономика знаний, креативность людей позволит нам стать развитой, перспективной страной. У нас можно делать уникальные вещи, например, предоставлять финансовые услуги, требующие высококвалифицированного персонала. Но для этого необходимо, чтобы бизнес захотел работать через нашу юрисдикцию.


А как этого достичь, мы только что говорили…

Совершенно верно: лучший инвестиционный климат, квалифицированная рабочая сила, низкие налоги. Плюс высокосовременная  логистика.

И все это – задачи государства, причем, задачи непростые….

Зато страны, которые использовали эту модель, стали ведущими, благополучными. Например, Швейцария. Находится между Францией и Германией, вроде бы по потенциалу несопоставимыми. Го Швейцария выстроила сферу услуг, и они живут лучше, чем их соседи. Или возьмем Гонконг. Там тоже наладил обслуживание больших экономик.

Прецеденты в мире есть, они ярко демонстрируют нам свою жизнеспособность…

И подсказывают: делайте. Будете делать – у вас все получится. Мы не можем быть мировой кочегаркой. Значит, нужно заниматься чем-то еще.

А что вы скажете о перспективах сельскохозяйственной продукции?

Перспективы-то большие, но там надо сначала пройти большой путь.


Почему? Ведь у нас столько всего производится….

На рынке продовольствия доминируют мощные дистрибьюторские сети. Нужны сотни тысяч тонн товаров стандартного образца. У нас пока мелкотоварное хозяйство. У нас нет крупных сельхозпроизводителей, которые могли бы произвести продукцию в нужных объемах. Крестьяне сами обрабатывают и сами сбывают продукцию на базарах или сдают небольшим оптовикам. Государство должно способствовать серьезному подъему в сельском хозяйстве. Рост производства приведет к созданию крупных отечественных дистрибьюторских компаний, которые будут сотрудничать с зарубежными партнерами, с транснациональными корпорациями. Это путь реальный, но его сначала надо пройти. Государство сначала должно вложить средства в развитие сельского хозяйства страны. Нельзя думать, что все изменится завтра, это самообман.

Вы полагаете, что есть другие направления, которые могут дать более быструю отдачу?

Все надо делать параллельно. Если мы сегодня не начнем энергично развивать сельское хозяйство, мы просто потеряем время, эту работу все равно надо делать. Но действительно, есть направления, где результата можно ждать быстрее. Мы можем выжить за счет креативных вещей. Делать все быстрее, качественнее. Большие возможности дает экспорт образовательных услуг. У нас отличные университеты, прежде всего, Кыргызский государственный. Кроме того, созданы замечательные новые учебные заведения: Кыргызско-российский славянский университет, Кыргызско-турецкий университет, Американский университет в Центральной Азии. Мы можем ими гордиться, оно генерируют талантливых людей, способных на многое. Они будут создавать новый Кыргызстан. Пока у нас слабая потребность рынка в таких кадрах, так что вопрос создания высококвалифицированных рабочих мест стоит остро. Ежегодно у нас 100 тыс. молодых людей выходит на рынок труда. Это и школьники и студенты. Им надо предоставить рабочие места, а мы пока не можем. Отсюда миграция. Государство должно решить эту задачу.

Еще одно направление наверняка перспективно: туризм…

Безусловно, это та сфера, которая может и должна обеспечивать экономический рост. Но ведь тут тоже нужны квалифицированные кадры. В 2014 г. страну посетило 4 млн туристов. Это огромный поток. В этом году цифра возрастет на 20%, мы подойдем к рубежу 5 млн туристов в год. Перспективы открываются колоссальные. Представьте, на расстоянии 3 часов полета живет 60% населения земли. Летом вся Индия и Китай изнывают от жары. Поток туристов может вырасти в геометрической прогрессии.

И все, что для этого нужно – хорошие условия…

И качественное обслуживание. Само по себе ничего не происходит. Человек  приехал на Иссык-Куль, полюбовался и говорит: все замечательно, но дороги ужасные, связи качественной нет… Приедет он еще раз?

Боюсь, что нет…

Об этом надо помнить…И еще раз коснусь темы логистики. Мы не имеем выхода к морю, значит, мы должны активизировать авиаперевозки. Авиатрафик во всем мире развивается исключительными темпами. Эта тенденция будет продолжаться, и мы должны соответствовать ей. Задача государства -  обеспечить инфраструктуру. Транспорт, логистика, энергетика – все это задачи государственного уровня. Крупномасштабные инвестиции, серьезные кредиты привлекаются под гарантии правительства. Желающие вложить средства в Кыргызстан есть. Дело за нами.

Вы все время подчеркиваете роль государства…

Переход к рыночной экономике не означает отказа от государственного регулирования. Никакого другого пути к процветанию, кроме создания сильной и ответственной государственной власти, - не существует.

Беседовал Болот ЖОЛДОШЕВ

Публикация оплачена из избирательного фонда партии




Постоянный адрес материала:
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=36879&Itemid=83

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста с ней мышкой и нажмите 'Ctrl + Enter'.
Все комментарии с ненормативной лексикой и оскорблениями будут удалены.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить