В эти дни общественность Кыргызстана отмечает 90-летие Азиза Абдыкасымовича Салиева – академика Национальной Академии наук, лауреата Государственной премии, выдающегося ученого-философа, известного в мире своими трудами в сфере новых исследований мысли, видного общественного деятеля, писателя, публициста, журналиста и искусствоведа"/> В эти дни общественность Кыргызстана отмечает 90-летие Азиза Абдыкасымовича Салиева – академика Национальной Академии наук, лауреата Государственной премии, выдающегося ученого-философа, известного в мире своими трудами в сфере новых исследований мысли, видного общественного деятеля, писателя, публициста, журналиста и искусствоведа"/>
Суббота, 22 Июль 2017
contact Контакты: 0(312) 68-03-54, 0(559) 40-99-04   E-mail E-mail: vesti@vesti.kg

Политика

Геология

Аналитика

Экономика

Происшествия

04.11.15 11:35

Памяти ученого

В эти дни общественность Кыргызстана отмечает 90-летие Азиза Абдыкасымовича Салиева – академика Национальной Академии наук, лауреата Государственной премии, выдающегося ученого-философа, известного в мире своими трудами в сфере новых исследований мысли, видного общественного деятеля, писателя, публициста, журналиста и искусствоведа

Его можно назвать одним из "Отцов-патриархов", называя так поколение основоположников современной кыргызской государственности, культуры, науки и просвещения.

Книги Азиза Салиева стоят на полках крупнейших библиотек мира: в Брюсселе, в Гарвардском и Оксфордском университетах, в Конгрессе США.



Азиз Салиев родился 10 ноября 1925 года в верховьях ущелья Тосор, в Тонском районе Иссык-Кульской области, в семье школьного учителя – Абдыкасыма Бекбоева, павшего в Великой Отечественной войне при обороне Москвы. В 1940-м он поступает на подготовительное отделение Фрунзенского педагогического института. В 1942 году (в возрасте 17 лет) добровольно ушел на фронт для борьбы с фашизмом. Пройдя офицерские курсы в военном училище в г.Термез, направляется командиром пулеметного взвода и воюет в составе 2-го Украинского фронта, освобождавшего Румынию, Венгрию и Западную Украину от тирании фашизма. В 1943 году в боях за город Будапешт был тяжело ранен и контужен, из-за чего после девятимесячного лечения в госпиталях был демобилизован, как инвалид войны. В 1947 году он с отличием окончил Фрунзенский пединститут с дипломом учителя русского языка и литературы. В 1948-м был направлен в Москву в аспирантуру Института философии Академии наук СССР, где получал образование под руководством Дмитрия Чеснокова, одного из ведущих философов того времени. Несмотря на перспективу работы в Москве, Салиев предпочел посвятить свою деятельность родному краю. Вернувшись в 1951 году был назначен заведующим кафедрой философии в двухгодичной Партийной школе при Центральном комитете коммунистической партии Киргизии. Приобретая известность, как ученый, писатель и публицист он часто выступал на всесоюзных научных и писательских конференциях. Завоевав уважение убедительностью своих идей, выступая на партийных съездах и важных мероприятиях, он всегда был в центре внимания. Когда в Союзе писателей республики сложилась острая идеологическая и психологическая обстановка, по предложению своего соратника первого секретаря ЦК КП Киргизии И.Раззакова, Азиз Салиев был назначен его председателем. Он положил новый поворотный этап в развитии кыргызской литературы. Как писал сам Азиз Абдыкасымович: "Мне суждено было установить и закрепить в этом весьма важном для общества коллективе плодотворную творческую атмосферу. Прежде всего многие талантливые поэты, прозаики, драматурги активно стали создавать новые произведения.

Кроме того, отдельные видные писатели по-новому переделывали некоторые прежние свои творения. Аалы Токомбаев свой роман "Кандуу жылдар" ("Кровавые годы") обновил под названием "Тан алдында" ("Перед зарей"), Туголбай Сыдыкбеков вместо своих двух повестей "Кен суу" выпустил роман "Тоо арасында" ("Среди гор"), удостоенный всесоюзной Сталинской премии; Касымалы Жантошев существенно отредактировал свой популярный роман "Каныбек" и т.д. С помощью А.Салиева была опубликована повесть Т.Касымбекова "Адам болгум келет" ("Хочу быть человеком"), и лежавший в издательстве два года его роман "Сынган кылыч" ("Сломанный меч") тоже увидел свет по настоянию А.Салиева. Можно было бы привести и другие примеры. Среди молодых талантов был тогда молодой поэт Омор Султанов, которому А.Салиев оказал поддержку, и который впоследствии стал народным поэтом Кыргызстана. При Азизе Салиеве улеглись зависть и междоусобица среди писателей. Он сплотил всех в единую семью, в которой работали, отдыхали, ездили в Москву и вместе радовались друг за друга.

Азизу Абдыкасымовичу приходилось прочитывать рукописи молодых авторов. Одним из таких был Чынгыз Айтматов, работавший в то время зоотехником в совхозе. Прочитав его рассказы, Азиз Салиев увидел в нем огромный талант. Уговаривая директора совхоза отпустить Ч.Айтматова для совершенствования в Москву, он предсказал: "Вы увидите, о нем заговорит весь мир!", на что получил ворчливый ответ: "А что скажет мир, если совхоз останется без зоотехника?" Неизвестно, как бы сложилась судьба талантливого писателя, если бы не всесторонняя поддержка Азиза Салиева. Позже, в сборнике "Искусство и человек", Айтматов писал: "... по инициативе и настоянию Азиза Салиева я был послан в открывшуюся в Москве двухгодичную литературную школу, и если бы я не учился там, вообще не стал бы писателем".

В 1953 году, на первой сессии созданной тогда Республиканской академии наук, Азиз Абдыкасымович был избран членом-корреспондентом. Исхаком Раззаковым ему было обещано возвращение в сферу науки, и в 1960-м он вернулся в только что созданный тогда при НАН отдел философии и права, состоявший из 13 человек. А.Салиева не отпускает идея выдвижения Чынгыза Айтматова на соискание Ленинской премии. Первая попытка выдвижения айтматовских сочинений не увенчалась успехом (причиной было прошлое отца писателя, связанное с периодом репрессий). Несмотря на это, Азиз Салиев продолжает настойчиво бороться, собирая доказательства о несостоятельности такого решения, опубликовывая критические статьи по этому поводу, подчеркивая прогрессивность и актуальность сочинений Ч.Айтматова. Вместе со своими единомышленниками Азиз Салиев вновь выдвинул на соискание Ленинской премии творчество Айтматова и вторая попытка увенчалась успехом. Однако триумфа и признания на Родине не последовало еще длительное время. В то время Азиз Салиев отметил: "Расулу Гамзатову Дагестан предоставил особняк в центре своей столицы, а мы не можем даже нормальной квартиры дать своему лауреату!" Ученый оказывал моральную поддержку замечательному писателю своими статьями, помогая выстоять против волны зависти. Таким образом, именно Азиз Салиев открыл талант Чынгыза Айтматова.

Свое особое место занимает и разработанная А.Салиевым первая в мире реформаторская система расширенного музыкального обучения в обычной общеобразовательной школе в селе Тон Иссык-Кульской области. Он проделал успешный эксперимент по расширенному преподаванию музыки в общеобразовательной школе на уровне музыкальных школ. Частью этой программы стало включение музыкального сеанса перед началом очередной смены в школе. Два раза в день звучала музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича и других композиторов-классиков, а также кыргызских композиторов и популярная эстрадная музыка. Анализируя тонский эксперимент, ученый установил, что занятия музыкой оказали положительное влияние на мыслительный процесс школьников. По свидетельству учителей, у ребят улучшилась концентрация, память, усидчивость и стремление к хорошему результату. Этой реформаторской школе по решению Тонского районного совета депутатов трудящихся и Министерства образования и культуры республики присвоено имя Азиза Салиева.

Сам Азиз Абдыкасымович был страстным любителем классической музыки, ведь только она дополняла и восполняла в будущем его утраченное зрение. Записи жемчужин классической музыки в алфавитном порядке теснились на полках его стеллажей. У него были любимые произведения различных композиторов. “ХТК” Баха, симфония соль-минор Моцарта, концерты для фортепиано с оркестром Шопена… Его поражал реформаторский стиль и эпичность в музыке Вагнера, красочность у Равеля и Дебюсси. Также широко была представлена в его фонотеке музыка русских композиторов: “Картинки с выставки” Мусоргского, “Половецкие пляски” Бородина, “Шехерезада” Римского-Корсакова. Из числа композиторов советского периода Азиз Салиев выделял Дмитрия Шостаковича, с которым поддерживал дружбу и переписывался, обмениваясь мнением о путях и тенденциях развития кыргызской музыки. При прослушивании симфонии №7, написанной в блокадном Ленинграде, буквально под взрывы разрывающихся бомб, у ученого всплывали собственные воспоминания о войне. После приезда Д.Шостаковича летом 1963 года в Кыргызстан на дни российской музыки, последовало сочинение “Увертюры на русско-кыргызские темы”, он писал тогда Салиеву, что он в восторге от природы и людей, а также благодарил ученого за присланные им записи Карамолдо, вызвавшие у него большой интерес.

Мало кто сегодня знает, но созданные именно Азизом Салиевым Государственный оркестр народных инструментов им.Карамолдо Орозова и фольклорно-этнографический ансамбль «Камбаркан» и поныне являются лицом нашей традиционной культуры на многих сценах и театральных площадках мира. Кто бы мог подумать, но самый популярный эстрадный ансамбль «Элес», также зарождался при содействии А.Салиева, который создал его на базе сектора этики и эстетики Института философии и права НАН.

1968 году Азиз Салиев был назначен директором института философии и права при НАН. В 1985 году по предложению ЦК КП Киргизии решением Верховного Совета республики ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Кыргызстана. А в 1993 году на соответствующей сессии НАН он был избран ее действительным членом и в 1997 назначен вице-президентом. Азиз Салиев награжден орденом Отечественной войны, двумя орденами Знак почета, орденом «Манаса», более десяти медалями, а также целым кругом почетных грамот. Он – автор монографий "Что такое мысль?", "Мышление, как система", "Умственная жизнь и мышление в образах", "Разум и время", "Человек входит в мир", "Человеческая психология и искусство", "Жизнь в стихах", а также составитель, соавтор и редактор книг "История киргизского искусства", "Изобразительное искусство Киргизии", "Искусство и человек", "Национальное и интернациональное в искусстве", "Наука разоблачает религию".
Азиз Абдыкасымович скончался в 2012 году. Его последней волей было покоиться на горе, с которой открывается вид на чудесное озеро Иссык-Куль.

Азиз Нарынбаев – почетный академик НАН КР, доктор философских наук, профессор.

– Азиз – мой друг. Мы с детства росли вместе. Все думали, что мы родственники. Даже шутка ходила: "Ты Азиз, я Азиз; ты с Иссык-Куля, я с Иссык-Куля; ты философ, я философ.

Когда началась война, мы поступили на 1 курс пединститута. Он на филологический факультет, я –на исторический. А через год добровольцами ушли на фронт. Мы выжили, вернулись, продолжили учебу. Азиз работал в партийной школе, потом в Союзе писателей. С конца 1968 года и до его кончины, мы вместе работали в институте философии. У нас были очень теплые отношения. Я очень сильно переживал, когда он скончался. Плохо, что жена раньше ушла из жизни. Без нее он совсем ослеп. Очень сильно страдал без Мадины. Если бы Азиз хотя бы видел, ему было бы легче перенести ее уход.

Я горжусь, что я с ним дружил. Он был один из самых ярких и видных ученых-философов. Он оказал огромное влияние на развитие философии, на воспитание кадров, особенно молодых. Азиз изучал важную сферу – учение о мысли. Исследовал развитие мысли, анализировал ее понятие и то, каким образом мысль влияет на сознание людей. Он написал большую монографию "Учение о мысли". Это колоссальная работа!

Аскар Бедельбаев – декан исторического факультета Национального университета им. Ж. Баласагына, профессор, лауреат государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники.

– Он для меня величайший ученый-философ, эстет, искусствовед. Он одним из первых встал на тропу знаний и науки. Когда я пришел в Институт истории Академии наук, он был заведующим отделом искусствоведения и эстетики Института философии и права, то есть мы знакомы примерно с 1976 года. Более тесно с ним стали общаться, когда он был вице-президентом НАН, курировал отделение общественных наук. Я своими глазами видел, как Азиз Салиев работал. Будучи незрячим, он ежедневно совершенствовал свои знания. У него всегда был секретарь и помощники – его аспиранты. Азиз Абдыкасымович до обеда диктовал им свои мысли, и они все записывали. А после обеда и до вечера ему эти же аспиранты, заменяя друг друга, читали новейшую литературу. Он очень скурупулезно относился к своей работе. Все бумаги ему прочитывали, и пока он сам не осваивал информацию – не подписывал . Удивительной воли и силы был человек. Я могу сказать, что при нем был порядок и жесткая дисциплина в отделении. Он сам ходил по всем институтам и лично слушал отчеты, всегда делал глубокие обобщения, которые помогали институтам продвигать свою науку. Салиев любил мировую классическую и кыргызскую народную музыку. У него была блестящая картотека и много старинных пластинок. Все свои материалы по искусствоведению в последние годы жизни он отвез на Иссык-Куль, в школу, при жизни названную его именем, где музыку и эстетику преподают на базе подаренных им материалов. В последние годы он сильно болел. Будучи незрячим, издать такую монографию как "Учение о мысли", о развитии человеческой мысли – это феноменальный труд! Последней волей агая было желание, чтобы его похоронили на Иссык-Куле, где видно место его рождения и само озеро. Я лично присутствовал на похоронах. Его проводили со всеми почестями как ветерана войны. Не только у меня, но и у всех учеников и коллег остались теплые воспоминания о нем. Я надеюсь, что его имя сохранится в умах и сердцах ученых, интеллигенции и следующих поколений. Сам Азиз Абдыкасымович был страстным любителем классической музыки, ведь только она дополняла и восполняла в будущем его утраченное зрение.

Аскар Бедельбаевич, как молодое поколение будет помнить о таком выдающемся человеке, если его память никак не увековечена?

– Это очень сложная проблема. Люди, которые изучают искусство, эстетику и культуру, знакомы с его трудами, а нынешнее поколение увлечено информационно-коммуникационными технологиями, литературу многие не читают. Я спрашиваю у своих студентов: “Где памятник Шабдан-батыру?”. Они не знают. Как можно говорить о выдающейся личности Азиза Абдыкасымовича, если студенты элементарного не знают. На вопрос: “Кому установлен памятник у Национального университета им. Жусупа Баласагына?” – не могут дать ответ. Я надеюсь, что в скором времени у нас, как в развитых и цивилизованных странах, будут больше внимания уделять культурному наследию, государство будет заботиться о сохранении исторической памяти, чтобы имена наших выдающихся ученых сохранялись для следующих поколений.

Динара Салиева – пианистка, Заслуженная артистка Кыргызской Республики

“В твоей душе светилась доброта и совесть кыргызского народа,
В ней отразилась Иссык-кульская природа.
Там ты родился, а теперь вернулся навсегда,
Где в Тоне, на горе нашел ты свой покой
И райский вид на Иссык-Куль наш голубой,
Где волны плещутся и свежий ветер нежно убаюкает тебя,
А горы вечно будут охранять, любя.
Комуз печально там звучит вдали и просит он тебя: "Прости, не уходи".
Там чайка плачет, потеряв твой след,
Ну а душа возрадовалась, увидав рассвет.
И пусть в небесной вечности откроются врата,
Откуда ясный свет пошлет твоя звезда.”

Роберт Уразильдеев – зав.кафедрой хореографии Кыргызского государственного университета культуры и искусств им. Б.Бейшеналиевой, доктор искусств, профессор, народный артист КР.

С Азизом Абдыкасымовичем я познакомился в 1964-65 гг. Каждое воскресенье с 10 до 14 часов мы гуляли по парку, к тому времени его зрение начало ухудшаться. Поскольку я был новым человеком в киргизском балете, Азиз Абдыкасымович многое через меня узнавал, видел и понимал, ведь я был приезжий, с далекого Урала. К тому времени у меня было высшее образование театроведа Института им. Луначарского. Он, чувствуя во мне определенный потенциал, всегда пытался помочь. Даже писал письма в соответствующие организации о том, что я заслужил определенные награды и звания, но мне ничего не давали. В 1995 году, благодаря ему, я защитил докторскую диссертацию. Я считаю Азиза Салиева духовным отцом по всем моим направлениям.

P.S. Мы верим и надеемся, что слова экс-премьер-министра, Жоомарта  Оторбаева: “Только у той страны есть будущее, которая помнит и чтит память своих выдающихся сынов и дочерей”,  не останутся просто красивой фразой, и власти Кыргызстана предпримут соответствующие меры по увековечиванию памяти выдающейся личности Азиза Абдыкасымовича Салиева.

Егор Ермаков



Постоянный адрес материала:
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=37643&Itemid=127

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста с ней мышкой и нажмите 'Ctrl + Enter'.
Все комментарии с ненормативной лексикой и оскорблениями будут удалены.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить











Курс валют
Архив: < >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс