Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Прагматизм Лукашенко пойдет на пользу Кыргызстану?

Кубат Рахимов пояснил, как «читать» информационное противостояние России и Беларуси

«Лукашенко готовится выйти из ЕАЭС и ОДКБ». С таким заголовком вышел материал на российском ресурсе Regnum.

«В Москве с пониманием относятся к желанию власти республики быть независимым государством по аналогии с «братской Украиной». В этой связи, как отметил источник ИА REGNUM, в Москве не будут делать громких заявлений относительно подготовки Минска к выходу из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ОДКБ и, возможно, Союзного государства России и Белоруссии», говорится в нем.

Если действительно случится такое, что будет с Евразийским союзом и, что немаловажно, с ОДКБ? Как это отразится и на Кыргызстане? С этими вопросами «Вести.Kg» обратились к председателю комитета в Торгово-промышленной палате КР Кубату Рахимову. В свое время Кубат Калыевич прожил много лет в Беларуси и также внимательно отслеживает ситуацию на своей второй родине.

- Когда Лукашенко в свои неполные 40 лет стал президентом, мало, кто мог предположить, что он станет таким маститым политиком. И как раз с учетом того, какой он искусный региональный игрок, надо отделять зерна от плевел и понимать, как он умеет использовать различные инструментарии, в т.ч. давление на болевые точки.

Элементы торга между Россией и Беларусью были всегда и есть сейчас. Это касается, например, вопроса по углеводородам. Беларусь должна России около  550 млн. долларов – это в том числе  стоимость транзита. А значение этой темы, углеводородов, в частности, очень важно для белорусской экономики. Так что здесь мы видим экономическую мотивацию информационных войн. 

Кубат Рахимов поясняет, что когда создавался ЕАЭС, было сделано очень много допущений, исключений и изъятий. И, как не парадоксально, большинство этих допущений и изъятий касались как раз-таки самых чувствительных  рынков.

- На мой взгляд  - это рынок транспорта. Где, допустим, белорусские автоперевозчики гораздо сильнее, чем даже российские, но у них нет полной степени свободы на рынках РФ и РК. Хотя они самые активные. С другой стороны, нет единого рынка газа, нефти и электричества. Естественно, самые чувствительные для Беларуси позиции – это сырая нефть и газ, по поставкам которых Беларусь практически целиком и полностью зависит от России.

Например, Беларусь очень неплохо зарабатывает на переработке сырой российской нефти. Как ни странно, эти продукты в большом количестве уходят в Украину, часть в Россию, значительное количество в страны ЕС. Все это удается за счет географического положения и высокого качества обработки. В свое время Беларусь целенаправленно вкладывалась, чтобы НПЗ были на самом высоком уровне. Или, например, уникальная ситуация по газу. Газовая магистральная труба и ее оператор «Белтрансгаз»  теперь полностью принадлежит «Газпрому». Газотранспортная система Беларуси, в отличие от Кыргызстана, была продана за 5 млрд. долларов. Правда, там было, что продавать – это качественная мощная инфраструктура и собственно весьма значимый для РФ транзит газа в Европу - рассказывает Рахимов. 

Говоря об отсутствии единых рынков и свободы перемещения собеседник «Вести.kg» уточняет, что это упирается в позицию углеводородных монополий.

- И мы видим здесь ребус, решение которого не являются простым, не может быть  примитивным, но во многом лежит в плоскости все-таки, на мой взгляд, ускорения темпа создания общего рынка. Эти вопросы были вырезаны из общего договора, хотя концепции уже давно разработаны. Но механизм согласования бюрократический. По одним рынкам дата запуска стоит 2019 год, по другим 2021, иные вообще закинули в 2025 год… При этом, если бы существовал полноценный общий рынок, таких вопросов не возникало. Я могу ошибаться, но в данном случае это был бы вопрос субъектов хозяйствования, а не государства-государства.

Ну а то, что Regnum в таком ключе поднимает эту тему – на мой взгляд, он пытается пойти путем стигматизации, некоего упрощения. Ну, т.е., раз Лукашенко назвал Украину «братской», значит и Беларусь пойдет по такому же сценарию размежевания. И, значит, и дальше будет демонтировать механизмы. А ведь их между Россией и Беларусью гораздо больше, чем, например, между теми же  РФ и РК. Еще в 90-х годах был союз двух стран, торжественно были выкопаны пограничные столбы, т.е. это было самое большое достижение в двусторонних взаимоотношениях. Сейчас «столбы» возвращаются. Первой вкопала Беларусь. Но это не препятствовало перемещению физических лиц и груза. Это были средства технического и визуального контроля, указатели и своя специальная техника вдоль гос.границы. Как люди ходили, так и ходят. Российская сторона же сейчас ставит посты и контроль, время прохода и т.д. Но это уже вопрос безопасности границ.  
Ну и еще раз повторю, что возможное заявление Минска о выходе из ЕАЭС – это, скорее всего, прагматичный торг. Который всегда был и есть. Поэтому я предлагаю просто переждать эту ситуацию. Знаете, это напоминает такой красивый впрыск – как фокусники набирают в рот бензин, подносят зажигалку и выплескивается огромный столп огня. Бензина мало, но эффект красивый. Давайте уходить от таких от фейерверков.

Да и, к тому же, мне не нравится, что в Regnumматериал безавторский, со ссылкой на некий источник. Как у кыргызов говорят «бир байке айтты» - один дяденька сказал. Это неправильно во взаимоотношениях действительно братских стран – России и Беларуси. Ну и, возможно, есть третий слой  - помимо игры Батьки и отсутствия общего рынка. Тут может идти речь о межкремлевских интригах.

Но я больше вниманияуделил бы второму пункту. И тут, стоит отметить, тема ускорения общего энергетического рынка, возможно, становится более актуальной.

Как это отразится на Кыргызстане?

Общий рынок подразумевает некое выравнивание цен. Подешевеют нефтепродукты, если будет либеральный рынок поставки нефти, будем покупать с ближайших месторождений с юга Казахстана. Это близкое транспортное плечо. Заводы худо-бедно могут перерабатывать. По нефтепродуктам будет выигрыш. Будет выигрыш и по газу, который мы берем в Казахстане. Но это «газпромовский» газ, который они нам поставляют из одного источника, сами закупают узбекский, но эта логистическая мешанина нас не касается. Главное, что подешевеет. При этом, возможно, что подорожает электроэнергия. Ведь у нас дешевле чем в РК. А, как я уже говорил, будет выравнивание, не фатальное, но будет.

Что тоже неплохо. Научимся экономить, оздоровится ситуация в отрасли. Ведь она у нас сейчас находится на дотациях и подтачивается изолированностью системы и коррупцией. 

Из плюсов еще – наши транспортники будут ездить где угодно. Грузовик с номерами KG сможет перевести из Астаны груз в Брест, из Тюмени в Читу, и ему никто ничего не скажет. Но надо быть готовым к конкуренции, та же белорусская фура может возить товары из Бишкека в Москву и обратно. И мы тоже ничего не сможем возразить на это.

Собственно, это и есть общий рынок. Как в Европейском союзе. Никаких зазоров. И к этому должно все идти – сказав А, говори Б. Пока что доступ на этот общий рынок, повторюсь, нам не дают монополии и их защитники на уровне национальных интересов. Хотя с точки зрения ускорения интеграции и реальной пользы от нее эффект общего рынка был бы  очень выгоден для Кыргызстана и остальных участников интеграционного объединения, - резюмировал Кубат Рахимов.

Мария Озмитель
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх