Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Дипломатия всегда была дешевле строительства железных дорог

Стоит ли нам прокладывать железнодорожный путь в обход Казахстана?
Несколько дней назад президент Алмазбек Атамбаев сказал о необходимости как можно скорее начать строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Это произошло во время принятия верительных грамот от иностранных послов. Глава государства подчеркнул, что к участию в этом проекте республику отчасти подталкивает сложная ситуация на кыргызско-казахской границе.

По словам Атамбаева, из Узбекистана дорога пойдет по Туркменистану и Ирану, выйдет к Аравийскому морю и Индийскому океану. Он призвал правительство срочно проработать вопрос о льготном кредите для кыргызско-китайского предприятия, которое занимается исследованием и проектированием линии. Также он предложил включить в договор и узбекские предприятия.

«Скажу открыто, такая договоренность с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым уже тоже есть», - признался президент.

Эксперты полагают, что участием в проекте Алмазбек Атамбаев стремится в обход Казахстана пробиться к сети Баку – Тбилиси – Анкара, которая соединит Центральную Азию с регионом Средиземноморья и свяжет ее с Европой. Более того, в 2018 году трассу собираются проложить через Казахстан до Китая, что способствует созданию единого экономического пространства на площади всех стран-участников проекта.

Однако эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии Кубат Рахимов решительно не одобряет попытки строить железнодорожные связи с «большим миром», избегая сотрудничества с Казахстаном.

- 25 лет мы дружили с Казахстаном, а с Узбекистаном не дружили, - напомнил экономист. - А теперь вдруг задружили с Узбекистаном, а с Казахстаном начали ругаться. Этот глупо. Поэтому я рекомендую политикам налаживать отношения с соседями и не заниматься ерундой. Второе – учить матчасть, в данном случае географию.

Рахимов поясняет: дело в том, что есть только два способа подвести свою железную дорогу к Баку. Первый – присоединиться к линии в Казахстане, доехать до порта Актау и паромом переправиться в Баку через Каспийское море. Второй – провести железную дорогу из Оша, соединиться с линиями Узбекистана, проложить рельсы через Туркменистан и из Туркменбашинского порта добраться до Баку опять же на пароме.

- Иначе никак. Только во втором случае в Ош товары везти придется на автомобилях. А зачем это нужно? Надо налаживать отношения с давним партнером – Казахстаном, - заключил эксперт. – Что мы имеем в итоге? Доставка товаров в Ош автотранспортом либо дипломатия. А дипломатия – это всегда дешевле и выгоднее, чем строить отдельную железную дорогу, поверьте.

Напомним, неделю назад парламент проголосовал за отказ от казахских 100 млн долларов, предназначенных помочь Кыргызстану интегрироваться в ЕАЭС. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал соглашение о выделении помощи 5 июля 2017 года.

«Мы решили сказать «нет» этим средствам. Мы более не нуждаемся в них, - сказал вице-премьер-министр КР Дуйшенбек Зилалиев. - Еще 10 лет назад подписали соглашение о создании кыргызско-казахского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 120 млн долларов (100 млн – от Казахстана, 20 млн – от Кыргызстана), но свою работу он не начал до сих пор».

Из-за усложнившейся процедуры пересечения кыргызско-казахской границы у контрольно-пропускных пунктов скапливается большое количество автомобилей. Накануне СМИ говорили о 12-километровой пробке из полутысячи грузовиков на КПП «Ак-Тилек».

Железнодорожный коридор Баку – Тбилиси – Анкара начнет действовать в 2018 году. Специалисты уверены, что транспортный коридор ускорит экономическую интеграцию стран региона и резко увеличит товарооборот на огромном геополитическом пространстве.

«С вводом в эксплуатацию железнодорожной магистрали грузопоток от Китая через территорию Казахстана в Европу пойдет двумя маршрутами. Первый маршрут — через территорию России в Европу, а второй — через казахстанские порты Актау, Курык и Алят по железной дороге из Баку до Турции, далее в Европу», - говорит о выгоде линии посол Казахстана в Азербайджане Бейбит Исабаев.

По оценкам экспертов, после подключения к проекту стран Центральной Азии и Китая, ежегодный объем грузоперевозок обещает возрасти до 20-25 млн тонн.

Ольга Федорчук
Фото www


Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# Нур 31.10.2017 12:42
Не будем строить дороги в обход соседей ,будем находится в постоянной зависимости от их прихотей.Вытирать ноги будут об нас ,об наших детей и детей их детей до скончания веков.
Образно говоря ,никакое красноречие и дипломатия не поможет отвадить соседа лапать твою жену если ты лох и во всем зависишь от соседа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# 565 31.10.2017 17:24
Любой экономический проект, какой бы выгодной для Кыргызстана не было, такие всезнающие "эксперты", которые то против, то за, они всегда подгоняют этих проектов под политической подоплёкой. Надо поставить вопрос, нужна Кыргызстану ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан или нет, выгодна она нам или нет, в интересах Кыргызстана или нет, если получим положительный ответ, значит надо срочно строить, если нет, то зачем все 26 лет говорим об этой ж/д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Алия 01.11.2017 19:11
Пока будем строить дорогу поругаемся с Узбекистаном,повод всегда найдется если искусство дипломатии неведомо правителям.А дальше что, надо со всеми дружить и со всеми договариваться, а ссориться когда вышеперечисленное уже никоим образном невозможно.В этом и заключается умение управлять государством.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Нурланбек 03.11.2017 16:38
Выходом из ситуации могло бы быть придание ж/д наднационального статуса.
Она должна управлятся всеми странами по территории которой проходит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# krasbaby.ru 03.12.2017 20:48
зачем?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх