Вторник, 19 Дек. 2017
contact Контакты: 0(312) 68-03-54, 0(559) 40-99-04   E-mail E-mail: vesti@vesti.kg

Политика

Общество

Геология

Аналитика

Экономика

Происшествия

Финка

23.11.17 11:21

Страны Центральной Азии выходят на новый геополитический уровень

Эксперты Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана сходятся на том, что регион переживает серьезную трансформацию региональной политики
Не так давно Узбекистан предложил создать Ассоциацию глав регионов стран Центральной Азии. Такую инициативу президент РУз Шавкат Мирзиеев выдвинул на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», которая прошла в Самарканде.

Сегодня необходимо уделить приоритетное внимание межрегиональному сотрудничеству, - сказал он. - В этой связи предлагаю учредить Ассоциацию руководителей, то есть глав регионов и бизнес-сообществ государств Центральной Азии. Когда мы ведем прямой диалог с регионами, с их руководителями и бизнес-сообществами, у нас результат, как говорится, налицо. Когда мы им не то, чтобы помогаем, а не мешаем – результатов больше.

По мнению Мирзиеева, этот механизм позволит напрямую задействовать индустриальный, инвестиционный и интеллектуальный потенциал наших стран, обеспечив устойчивое развитие всей Центральной Азии.

Инициатива, озвученная президентом Узбекистана, отличная, но реалии современного состояния центральноазиатских государств свидетельствуют, что ЦА пока что не соответствует понятию региона. И, возможно, процессы, которые сегодня потрясают центральноазиатские страны - это проблемы «роста» региона, которые в ближайшем будущем станут почвой  для экономической и политической интеграции стран ЦА.

Насколько это реально, тем более в нынешних условиях, когда отношения двух из пяти стран Центральной Азии скатились до ситуации 2010 года а то и дальше? Какие шаги можно было предпринять для воплощения этой идеи? И что это даст  региону?

Получить ответы на эти и другие вопросы "Вести.kg«» попытались в беседе с известными экспертами трех стран – Бахтиером Эргашевым из Узбекистана, представителем Кыргызстана Эдилем Осмонбетовым и казахстанским политологом Досымом Сатпаевым.

Инициатива Мирзиеева - это логическое продолжение активизации внешней политики Узбекистана на нынешнем этапе", - считает замдиректора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиер Эргашев. - Президент Узбекистана отметил, что сегодня в регионе ощущается реальная потребность в совместном поиске путей решения общих проблем и, исходя из этого, он предложил организацию «регулярных консультативных встреч глав государств Центральной Азии. При этом он подчеркнул, что «речь не идет о создании новой международной организации Центральной Азии или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и надгосударственными органами. Деятельность региональной площадки диалога будет направлена исключительно на «сверку часов» по ключевым вопросам регионального развития».

Эксперт отметил, что сейчас многие говорят об активизации региональной политики Узбекистана.
На самом высоком уровне в Узбекистане заявлено, что Центральная Азия — главный приоритет внешней политики страны, - подчеркнул он. - В рамках стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы Ташкент будет способствовать созданию пояса добрососедства и сотрудничества в регионе. Да, здесь присутствуют геополитические моменты. Но вопросы безопасности приоритетны, и нужно понимать, что активная внешняя политика — это одновременно часть политики поддержки национальных экспортеров и расширения их рынка сбыта.

Как пояснил Эргашев, нынешняя активизация внешней политики Узбекистана - это не какая-то конъюнктура со стороны нового президента, а системная работа по переводу экономики страны на новые рельсы экспортоориентированного развития.

Эта работа исходит из понимания внутренних закономерностей развития национальной экономики, - заметил собеседник. - Сейчас в Узбекистане в рамках реализации долгосрочной стратегии политической, экономической и социальной модернизации страны происходит постепенная смена политики импортозамещения на политику экспортоориентированного развития. Посмотрите на динамику последнего года. Главной задачей всей пятерки постсоветских стран Центральной Азии было формирование новой государственности. Этот переходный завершился не только в Узбекистане. Как мне представляется, все страны региона с той или иной долей успеха с этим справились. Теперь в них формируется запрос на то, чтобы обеспечить более тесное экономическое сотрудничество внутри региона. В этом году мы являемся свидетелями появления первых ростков кооперационных связей: возьмите попытку создания совместного производства, сборки узбекских автомобилей в Костанае, проект Узбекистана и Туркменистана по совместной добыче углеводородов на шельфе Каспийского моря. Еще несколько лет назад это было трудно представить, поскольку страны формировали свои экономики и не собирались строить что-то на территории другой страны. И это, как мне кажется, очень хорошая долгосрочная тенденция. Вырос национальный частный бизнес, и он начинает искать какие-то новые пути. А политика государств должна быть направлена на то, чтобы уловить эти запросы и выстраивать линию на укрепление кооперации между странами в регионе. Так что никаких подводных камней и закамуфлированных угроз я не вижу. Есть понимание того, что экономический рост- это основа повышения уровня жизни населения. Для экономического роста – необходима активная экспортоориентированная политика. Она, в свою очередь, предполагает активное сотрудничество с внешнеторговыми партнерами. Прежде всего с соседними странами. При этом углубление и расширение экономического сотрудничества является взаимовыгодным процессом. Вот и всё. В результате выигрывают все страны и по всем направлениям: в политической сфере, в сфере безопасности, в экономике, в гуманитарно- культурной сфере. Все четко, системно и понятно. И никакого двойного дна.

Его коллега из Казахстана, кандидат политических наук Досым Сатпаев не столь оптимистичен в своих оценках, поскольку считает, что в Центральной Азии до сих пор существует кризис региональной самоидентификации.

По мнению Сатпаева, внутри Центральной Азии отсутствует региональная самоидентификация со стороны большинства стран региона.

Под региональной самоидентификацией я имею в виду стремление государств региона связывать свои перспективы с перспективами развития всего региона, - говорит эксперт. - Даже Казахстан больше позиционирует себя в качестве евразийского государства, чем центральноазиатского. В результате тот факт, что регион представляет собой пять специфических политических и социально-экономических систем, пять разных уровней интеграции в систему международных экономических и политических отношений, является одним из факторов риска в Центральной Азии. Это мешает нам эффективно взаимодействовать и определять общие региональные интересы. Чего стоит хотя бы тот факт, что ни один совместный региональный проект так и не был запущен, будь то создание единого экономического пространства или совместное решение экологических проблем.

Кроме того, по мнению Сатпаева, сейчас появился шанс провести серьезную трансформацию региональной политики после смены власти в Узбекистане, которая привела к активизации нового президента этой страны, что снова возродило надежду на реанимацию проекта более тесной региональной кооперации в первую очередь в двух сферах: приграничное сотрудничество и создание водно-энергетического консорциума.
Кстати, мировой опыт показывает, что приграничное сотрудничество может иметь позитивный мультипликативный эффект для всех его участников, закладывая основу для более тесной экономической кооперации, - продолжил политолог. - И когда речь идет о региональной кооперации, то именно активизация приграничной торговли должна была быть первой ступенькой в формировании фундамента для более тесного экономического взаимодействия, а не наоборот. Прежде чем прыгать в открытое море, надо научиться плавать в бассейне. Оптимальным для нас было бы более длительное и эффективное выстраивание взаимоотношений сначала именно на базе приграничного сотрудничества.

По словам Сатпаева, на этом фоне инициатива Шавката Мирзиеева по созданию «Ассоциации глав регионов стран Центральной Азии» для активизации межрегионального сотрудничества выглядит интересно, тем более что Узбекистан долгое время вообще скептически относился к любым попыткам усилить региональную кооперацию.

Обнадеживает также то, что в том же Самарканде главы внешнеполитических ведомств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана подписали «Программу сотрудничества между министерствами иностранных дел стран Центральной Азии на 2018−2019 годы», - отметил он. - И в этой программе уже говорится о выработке согласованных предложений и позиций по развитию регионального взаимодействия в сфере торгово-экономического, инвестиционного, транзитно-транспортного, водно-энергетического и других направлений сотрудничества. Кстати, Оскар Уайльд как-то сказал, что взаимные иллюзии -  это лучшая основа для брака. Но в любом региональном сотрудничестве в основе брака лежат не иллюзии, а четыре важных элемента: политическая воля, экономический прагматизм, поддержание долгосрочной внутриполитической стабильности и обеспечение внешнеполитической преемственности.

По мнению эксперта, нам надо свести к минимуму доминирование субъективных факторов во время принятия и реализации тех или иных внешнеполитических решений часто на основе личных симпатий и антипатий.

В сфере регионального сотрудничества бал править должны технократы и бизнесмены, которые быстрее найдут общий язык на основе того же прагматизма. А от политиков в качестве поддержки им нужно только эти четыре элемента, - уверен Досым Сатпаев.

Он также добавил, что страны ЦА должны усилить региональную кооперацию, дабы не застрять в сырьевой периферийной зоне мировых экономических процессов.

Это в немалой степени зависит от грамотно выстроенной региональной политики с участием самих государств Центральной Азии без посредников. По сути, речь идет о выживании стран региона в качестве самостоятельных экономических и политических акторов. Регион должен быть экономически конкурентоспособным и политически стабильным в условиях глобальных геополитических изменений, которые нередко создают больше хаоса, чем порядка. Поэтому региональная кооперация в рамках ЦА - это не только раскрытие экономического потенциала всего региона, но также эффективная защита от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны старых и новых мировых центров влияния. Нам нужен механизм эффективного регионального взаимодействия как инструмент нейтрализации «старых», «новых» и «потенциальных» угроз для региональной экономической, политической и экологической безопасности, - предложил казахстанский эксперт.

Он убежден, что региональное сотрудничество также необходимо для подготовки к глобальным климатическим изменениям, которые угрожают будущему всей Центральной Азии.

В этой связи можно полностью согласиться с выводами тех экспертов, которые считают, что правительствам наших стран следует при реализации долгосрочных инфраструктурных проектов учитывать риски от климатических изменений, которые заставят пересмотреть не только статьи бюджетных расходов, но и всю структуру местных экономик, - сказал политолог. - В первую очередь, речь идет о риске возникновения дефицита водных ресурсов в Центральной Азии в ближайшие 50 лет, что ударит по интересам всех стран региона. Таким образом у Кыргызстана и Казахстана сейчас появился новый шанс вместе с Узбекистаном и другими странами Центральной Азии либо заложить основу для более тесного регионального взаимодействия, либо еще больше затянуть кризис региональной самоидентификации каждого из государств региона и сделать так, что будущую повестку дня для нас будут определять другие внешние игроки.

Между тем, по мнению отечественного эксперта по геополитическим вопросам Эдиля Осмонбетова, сегодня регион Центральной Азии пошел в новое движение и находится на пороге новых событий.

Политика добрососедских отношений, которую объявил президент Узбекистана год назад, по мнению Осмонбетова, реализуется на деле. Она как никогда верна и прагматична - превратить Центральную Азию в стабильный, процветающий регион.

У Узбекистана есть четкое понимание того, что необходимо убрать причины, которые подпитывают конфликтный потенциал между странами, иначе не будет понимания между странами Центральной Азии, - заметил Эдиль Кубатович. - Это новая повестка дня в Центральной Азии, потому что в этом отношении Узбекистан сближает все страны, при этом не настаивая на роли лидерства. Сегодня регион Центральной Азии пошел в новое движение, мы на пороге новых событий. Это и улучшение кыргызско-узбекских отношений, и даже обострение кыргызско-казахских отношений априори говорит о том, что регион Центральной Азии в геополитическом плане пошел в новый цикл. Пока непонятно что это, но процессы, которые происходят и которые проявили себя через 26 лет, говорят о том, что мы пошли в движение. И, скорее всего, это связано с глобальными региональными процессами. Если вспомните, то Обама ранее говорил, что 2017 год будет определяющим. Он будет изменять всю картину мира.

Политолог также добавил, что его заинтересовало предложение президента Узбекистана активизировать горизонтальные связи. То есть на уровне глав регионов стран, бизнес сообществ, акимов, хокимов и т.д.

По мнению Осмонбетова, таким образом, как сказал Мирзиеев, экономическое сотрудничество стран региона действительно будет динамичнее и эффективнее, а конфликтный потенциал будет исчерпан, если государство не будет вмешиваться в этот процесс, то есть это прямой диалог.

Что интересно, Узбекистан, если опираться на слова президента, увеличил товарооборот более, чем на 20 % с отдельными странами, а с некоторыми почти на 70%, и, скорее всего, это страны Центральной Азии, - считает Осмонбетов. - По данным ООН, эффективность кооперации стран Центральной Азии могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в 2 раза. Это гигантская цифра. Если снять конфликтный потенциал наших стран, то это вполне реально. Идея о создании новой международной организации без устава и надгосударственных органов тоже весьма интересна. Здесь предполагается прямой диалог между главами государств. При этом Узбекистан не настаивает на том, где должен быть штаб этой организации. Главное, чтобы процесс пошел. Просто сверка часов, без бюрократии и формальностей. И это все говорит о том, что Узбекистан взял на себя роль лидера с учетом опасений стран по поводу суверенитета, наднациональных структур, устава, бюрократии.

Эксперт полагает, что если эти идеи будут поддержаны и найдут свое воплощение, то последствия будут самые позитивные.

Ведь благодаря этой площадке можно будет решать многие разногласия между нашими странами, говорит он. - Какая ключевая проблема сейчас у нас? Отсутствие взаимного доверия. И если мы его укрепим, то все остальные вопросы просто снимутся во всех сферах. А на выходе получим устойчивый, мощный регион. Но главное - начаты первые шаги. Конечно же за этим процессом внимательно наблюдают внешние игроки, у которых своя повестка в отношении нас. И сейчас у наших стран есть отличная возможность через подобные инициативы  выйти на новый уровень.

Гладис Темирчиева
Фото www


Постоянный адрес материала:
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=48912&Itemid=125

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста с ней мышкой и нажмите 'Ctrl + Enter'.
Все комментарии с ненормативной лексикой и оскорблениями будут удалены.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

баннер

Всё о здоровье