Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Откуда у имамов деньги на внедорожники и вторых жен?

Экс-глава Госкомрелигии отмечает, что у муфтията машины - одна круче другой. Более того, ДУМК не сдает налоговую декларацию...
В свете последних заявлений экс-главы ДУМК Чубака Жалилова о наличии второй жены и скандалов, связанных с организацией хаджов, граждан все чаще интересует закономерный вопрос: На что живут исламские деятели Кыргызстана, раз некоторые из них даже могут позволить себе содержать вторую жену?

Священнослужители в зависимости от ранга, как правило, заняты в основном работой в муфтияте, либо в мечетях. Кроме того, они читают лекции в религиозных учебных заведениях и издают соответствующие брошюры. Одним из дополнительных видов дохода также является обслуживание похорон, поминок и проведение обряда нике (заключение брака – прим. ред.). Не секрет, что среди элиты Кыргызстана особым шиком считается, если мероприятие провел один из членов муфтията. А если услуги предоставляет сам муфтий, то и вовсе ...

Рядовые граждане платят имамам по мере возможности. Считается, что не принято спрашивать напрямую у священнослужителя его «таксу» . Чаще всего дают по 500 - 1000 сомов. Вместе с тем, можно только догадываться, на какую сумму раскошеливаются далеко не бедные граждане.

Более того, руководство и члены муфтията фактически не сдают налоговую декларацию, так как религиозные деятели не являются госслужащими и представителями коммерческих структур. Об этом «Вести.kg» сказал бывший глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев.  

Также, по его словам, вышеперечисленные источники дохода - это ничто по сравнению с суммами добровольных пожертвовании граждан и поступлениями от продаж хадж-виз.

- Еще ранее существовавший Совет обороны ставил на повестку дня вопрос об обеспечении финансовой прозрачности ДУМК – от хаджей до прочих расходов, - сказал Молдалиев. – Но удалось навести кое-какой порядок только по вопросу хаджа. Все стало фиксироваться, и люди были довольны. Ведь раньше только в этой сфере имелись «левые»  доходы в размере 7-8 миллионов долларов. В этой сфере были замешаны и силовики.

Экс-глава Госкомрелигии также напомнил, что на данный момент минимальная сумма добровольных пожертвований в священный месяц Рамазан установлена в размере  30 сомов. Максимум, верующий может выделить 380 сомов. При этом в последний Рамазан муфтият рекомендовал верующим сдавать пожертвование по максимальной цене, так как эти средства, по их словам, должны были пойти в помощь нуждающимся.

- Муфтият всегда выдавал для нужд обездоленных людей не более 4-х млн сомов, – отметил Молдалиев. - А когда мы стали проверять их финансовую прозрачность, то сумма вдруг резко возросла. Сразу набрался 21 млн сомов для нуждающихся.

В то же время, он выразил уверенность в том, что ДУМК вполне может собрать и 50 млн сомов, так как в 2015 году людям раздали 31 млн сомов.

- Подойдите в будний день к муфтияту. Вы не увидите там простых машин. Одна круче другой. Откуда такие деньги? - задался вопросом Орозбек Абдысаламович. - Там работал один мой знакомый преподаватель. Так вот он один ездил на простых «Жигулях», выделяясь среди остальных. Я ему все в шутку говорил: Слушай, убери свое авто, не позорь муфтият.

В свою очередь, экс-первый зампред ГСНБ, генерал в отставке Артур Медетбеков напомнил, что согласно закону все доходы религиозной организации в обязательном порядке облагаются налогом. А если они еще и создают какой-то фонд и регистрируются в Минюсте, то тем более.  

- Насколько я помню, в 2012 году было возбуждено уголовное дело в отношении Чубака ажы Жалилова по поводу налогов с хаджа, - говорит Артур Капарович. - Тогда следственные органы стали принимать соответствующие меры, но Жогорку Кенеш вынес решение, согласно которому муфтият является некоммерческой организацией, и деньги от хаджа, соответственно, не должны облагаться налогом. Таким образом депутаты поставили в этой истории точку. Но закон есть закон. И народные избранники в первую очередь должны об этом помнить .

Кроме того, он подчеркнул, что по всем видам пожертвований и продажам хадж-виз должна быть прозрачная финансовая отчетность.   

- В законе четко прописано, что религиозные деятели обязаны предоставлять финансовый отчет в Госкомиссию по делам религий и Налоговую службу, - говорит генерал. - Затем, исходя из конкретной ситуации, компетентные органы должны определить, что облагается налогом, а что нет. Закон должен работать. А когда идет выборочная политика, когда кто-то платит, а кто-то - нет, появляются всевозможные домыслы и разговоры о коррупции.

Напомним, пункт 3 статьи 17 Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» гласит «Прибыль от производственной деятельности и иные доходы религиозных организаций облагаются налогами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики».

Бакыт Стамов
Фото www


Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх