Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Замира Сыдыкова не получила ответа на главный вопрос - а не слишком ли много жертв принесено для захвата власти Временным правительством?

На что открылись глаза журналистки после поездки на юг страны

Вот и прошла годовщина июньских событий, которую все ждали в Кыргызстане с испугом все, а в особенности члены бывшего Временного правительства. По этому случаю было отправлено дополнительное военное подкрепление в Ошскую и Джалал-Абадскую области, правительство издало распоряжение о том, что с 10 по 16 июня всем, и в первую очередь прессе, запрещалось что-либо публиковать и писать на эту тему. Зато депутаты Жогорку Кенеша КР два дня обсуждали свой отчет, который у меня, в те дни находившейся на юге, вызвал крайнее возмущение. Я, как и жители юга республики смотрела репортаж с заседания парламента до 4 часов утра, и когда утром меня вез на машине из Оша в Джалал-Абад водитель, - у него были красные до боли глаза. Он всю дорогу молчал.

 

Слушая отчет и обсуждение, складывалось впечатление, что депутаты так и не побывали на юге и практически не владеют ситуацией. Но было бы наивным так считать. На самом деле явно проступало, что выдерживается заданная линия, которая должна оградить кого-то или что-то от всех возможных обвинений в июньской трагедии. И это что-то, по всей видимости, наш имидж. В результате все выглядело некрасиво и главное неубедительно.

 

Цветы на руинах

На самом деле я ехала на юг посмотреть, как он восстанавливается. Ведь так много гуманитарной помощи и заверений правительства было о проделанной работе. Но предположить, что увижу те же, что и год назад в Интернете сгоревшие дома и следы руин, сложенные вдоль основной трассы остатки разобранного саманного кирпича, так и не вывезенного до сих пор, - не могла.

 

Руины, руины и горе людей. Моя первая остановка была прямо при въезде в г.Ош в сельском округе Шарк Кара-Суйского района, участки Ташлак, Фуркат. Это 168 сгоревших домов. А я шла и никак не могла понять – сколько же времени прошло с июня прошлого года? Мне показалось, что оно остановилось. И только маленькие дома в 20 квадратных метров с наклейками Датского Совета по беженцам, Красного Креста и АКТЕД, говорили о том, что кто-то пострадавших людей все-таки не остался совсем без крова. Но что это для семей из 8, 10 и более человек? И люди стали говорить. Они уже не говорили о горе, потере близких, они говорили о самом бытовом, насущном. О воде, которой катастрофически не хватает. На что им говорят, мол, трубы устарели. Они ждут второй очереди строительства, это дополнительное жилье размером в 50 квадратных метров, но никак не могут понять, почему им не разрешают индивидуально разметить, как будут располагаться комнаты, где будет кухня. А все очень просто – главархитектура, а это повсеместно, говорит, что тогда будете сами платить за индивидуальную перепланировку по 7 тысяч 500 сомов. Они не знают, за что им выставляют счета за газ, свет, если они не пользовались этим с прошлого года. Дети не ходят в школу, потому что их бояться отпускать. И удивляются, как это школу, в которой было 40 классов, восстановили, но теперь в ней осталось всего 16. Куда целый этаж потеряли? Они уже и не говорят о том, что нечего есть, не с чего есть. Они спят на том, что им предоставили в качестве гумпомощи. А где их имущество? Погорело? Нет. Их вывозили на грузовиках мародеры.

 

...Я видела, что они больше не могут так жить. Не знают, как жить. И только самые вкусные ошские лепешки вдоль дорог, которые они выпекают с раннего утра и продают, спасают какие-то семьи. А ведь у людей нет наделов. Нечего обрабатывать, чтобы прокормиться. Во дворе дома одной семьи, у которой отца зверски убили и сожгли, росли два куста цветов. Вот и весь кусочек земли.

 

Когда я, наконец, выбралась оттуда, и мы поехали в сторону Оша, я увидела оазис, в котором во всю кипит жизнь. Это было активное строительство мемориала Курманжан-Датки и особняки в три этажа с приусадебными участками прямо вниз от фурхатского кольца. Там их порядка 50 уже. Чьи это особняки? Если о них не знает президент, премьер, то губернатор-то должен знать. Кто там у нас первого сорта, кто возомнил себя хозяином этой земли? Это что насмешка? И может быть, чем строить мемориал Курманжан-Датке в этом году все же отдать эти средства на строительство водопроводов в этих трех округах?

 

Вкус лепешки

Город Ош оказался чуть в лучшем состоянии. Многие не стали ждать милости от правительства, а потихоньку сами наводят у себя порядок. А вот торговые точки и общепит,а также центральный базар стоят в том же самом сгоревшем виде, что и год назад. Их никто не восстанавливает. Потому что многие из собственников в бегах, а те, кто остался - не может доказать, что это принадлежит им. Тоже самое я видела в Джалал-абаде.

 

Испокон веков торговлю развивали на юге узбеки. И никто не пытался с ними конкурировать. Считалось, что это не дело кыргызов. Мы же в основном представляли класс чиновников, работников сферы образования, здравоохранения. И гордились этим. Но что же произошло? Почему вдруг пошли на такой кровавый передел собственности? Зависть, нищета? Нет. Это то, чему учились у правительства все эти годы. Можно отобрать не свое. В крайнем случае, сделать так, чтобы никому не досталось. Как сейчас происходит с предпринимателями ОсОО “Турсунбай-Хажи”. Прошел год, но ведь все равно эту нишу торговли и общепита опять заняли наши братья узбеки. Я видела, как все опять с удовольствием ходят обедать в открытые кафе у стен сгоревших год назад домов по улице Тельмана в Оше. Потому что вкусно, потому что - такие самсы, плов, лепешки и шашлык только они и умеют делать.

 

В Оше только-только стали продавать свежую картошку, фрукты. Продукты идут из Узбекистана, несмотря на то, что границы давно и крепко закрыты. Спасибо таможенникам и пограничникам, - говорят ошане. Это они контрабандой такой теперь занимаются.

 

На месте центрального ошского базара хотят строить аллею. Такой, прямо советский подход. Переименовываются улицы. Проект под названием «Кыргыз кочу» (Переселение кыргызов) осуществляется мэром города, легендарным Мелисом Мырзакматовым. Но ведь советская эпоха доказала, что никакими памятниками не поднимешь дух народа, если он будет голодным.

 

Самое тревожное

Ошане, безотносительно национальности, качают головами и говорят: люди давно пошли бы на примирение, если бы не правоохранительные органы. Факты насилия, пыток, выбивания показаний. А за этим человеческие судьбы, семьи, горе. Безграничное горе и отчуждение, которое ничем, никакими концепциями межэтнического развития, планом мероприятий не восполнить.

 

Я и сама не настолько была наивна, чтобы считать, что в этом всем были замешаны религиозные экстремистские организации. Но спросить была должна. На что мне сказали, все они попрятались от страха за самих же себя. А вот ОПГ, наркоторговцы были и остались вместе в одном бизнесе с правоохранительными органами.

 

Аксакал, убеленный сединой, сидя в своем дворе в Черемушках, сильно пострадавших от погромов, рассказывал, как 20 дней после погромов около 3 тысяч человек нашли прибежище в конюшне, где их укрыла семья бизнесмена Хайрулло. Их приютили, кормили. Поставлялась медицинская гумпомощь. И неожиданно туда врывается рота солдат вместе с комендантом города Курсаном Асановым. Стали переворачивать все. Потом что-то нашли и пригласили этого старика в свидетели. Ты видишь эти пакеты, - сказали ему. – Это героин. И увезли хозяев. За что? За то, что они дали приют погорельцам? А напоследок расстреляли из автоматов громко лаявших, охранявших дом собак.

 

И уже никто на юге не верит, что этот беспредел можно остановить...

 

Бектур без охраны

Джалал-Абад показался мне в отличие от Оша очень спокойным. Чайханы открыты. Люди гуляют по городу. Проехала мимо ставшего исчадием того прошлогоднего ада – Джалал-абадского узбекского университета имени Кадыржана Батырова. Он стоит в том же состоянии, что и после пожара. Говорят, что власти запрещают восстанавливать его. На площади бывший популярным ресторан «Нооруз» тоже стоит, не имея собственника, который в бегах. А вот дом Бакиевых в Теийте начали восстанавливать.

 

Поводов у лидера узбеков Кадыржана Батырова, коего не многие узбеки, как оказалось, таковым считают, ненавидеть Бакиева было предостаточно. Что уж они там не поделили много лет назад, никто точно не знает. Но то, что еще Акаев выставил Батырова против Бакиева на парламентских выборах в 2000 году, помнят многие. А в 2008 году Бакиев, будучи уже президентом, возбуждает против него уголовное дело и ак-жоловцы дают на это добро, лишив его неприкосновенности. Это тоже свежо в памяти. “Нашла коса на камень”, как говорится. Понятно, что в апреле 2010 года Батыров не только поддержал Временное правительство, но и почти вошел в него, став и членом конституционного совещания и координационного совета. Ата мекеновцы ходили по Джалал-Абаду, только размахивая своими флагами, а ресурсов-то у них на самом деле было маловато. Вот и нашли друг друга два заклятых недруга Бакиева – Батыров и Текебаев. Сейчас спорят: договаривались они или нет. Да им и не надо было договариваться.

 

Зато сузакцы рассказывают о заслуге Камчибека Ташиева, который остановил народ у Санпы. Слышала сама. Был он там. Был и Кубатбек Байболов, был и Бектур Асанов. Но правоохранительные органы все равно должны были найти виновных, такова была установка. И постарались. Своими арестами и обвинениями они отчуждение между людьми только усилили. Многие, из тех, кто пытался остановить молодых и горячих, были значительно позже событий - 17 мая - взяты под арест и теперь уже приговорены к пожизненному заключению, к значительным срокам лишения свободы.

 

Я поехала в обладминистрацию встретиться с Бектуром Асановым. Он должен был подъехать. Удивилась, что у входа в здание, ни внутри него, ни в приемной – нет автоматчиков, охранников. Зашла в кабинет, где Бектур совершенно спокойно меня принял. Мы поговорили недолго о прошлом, о том, что было. Я уходила от него и вдруг до меня дошло. А ведь ему не нужна охрана. Он вчера в Жогорку Кенеше еще раз публично и лично за себя попросил прощения за то, что не сумел предотвратить трагедии в прошлом году.

 

Я спрашивала многих и в Оше и Джалал-Абаде. А как же вы голосовали на парламентских выборах? Мне рассказывают - деньги текли рекой. Подкреплялось все страхом. Да, брали деньги, чтобы хоть детей переправить куда-то. «Ар-Намыс» поддержали, потому что помнили 90-й, когда Кулов быстро навел порядок после ошских событий. А за «Ата-Журт» отдали голоса, потому что верили, что дадут жару Временному правительству, на котором в полной мере лежала и вина, и ответственность и безответственность за все что произошло.

 

Дежавю

Прошел год. К нему приурочили курултай народов Кыргызстана. Смотрю телевизор и внимательно слушаю выступление Розы Исааковны Отунбаевой. Виноваты оказались все. Понятно, что прежние руководители. Не те формы работы на укрепление межнационального единства использовали. Ассамблея народов Кыргызстана тоже виновата. Не смогла предотвратить конфликт. Виновата пресса потому, что злоупотребляла свободой. И Генеральная прокуратура уже вынесла предупреждения отдельным СМИ. И уже совсем по акаевско-бакиевски прозвучало то, что права человека должны соизмеряться с ответственностью.

 

Только на один вопрос я не получила ответа из этого выступления: а не слишком ли много жертв и 7 апреля и в июне прошлого года было принесено для захвата власти Временным правительством и попытки ее удержать?

 

Если бы еще хоть что-то изменилось...

 

Замира Сыдыкова

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# vitalii 23.06.2011 17:00
Нечего как было так и осталось а по многим пунктам мы откатились назад!царит анархия что хочу то и вороцю!и конфликт спровоцироволо мвд тогда .это еще тогда извесно было
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Кыргыз 23.06.2011 17:15
Это самая объективная оценка ситуации происходящей в нашей стране. Надеюсь многие поймут и сделают выводы.Спасибо за статью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# 3a3a 23.06.2011 19:05
Спасибо вам, Замира Сыдыкова
Правда она всё равно вылезет, как бы не извивались виновные.
и не строили себе памятники Курманжан-Датки мемориал ВП Отумбаевой
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Знающий 23.06.2011 20:52
Написано конечно хорошо. Но, зная кто это написал, что то не верится в ее искренность. Может это и не по делу, но всем известен скандал с продажей здания посольства в США Замирой Сыдыковой. Ущерб причинен государству значительный, к тому же все прекрасно знают как она представляла КР в Америке. МИДовцы подтвердят. Держалась она долго, хотя глава МИД несколько раз писал представление на снятие ее с должности Послп за несоответствие и профнепригодность
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# гость 23.06.2011 21:10
все знают как Замира прогнулась под Бакиевых. И поехала послом в США и там сделала вид, что не знает, чем занималась семейка Бакиевых в Кыргызстане. Лицемерка!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Думающий 23.06.2011 21:26
Написано конечно хорошо. Но, зная кто это написал, что то не верится в ее искренность.

100% согласен. Во времена Акаева восторгался газетой "Республика"сколько дней до конца правления Акаева. Ну а потом, что мы получили? Где была Ваша принципиальность во времена Быкиева?Получили кусок в виде должности посла и успокоились? Это была Ваша цель?
А жертвы, о которых вы говорите, это результат СМЕРТЕЛЬНОГО НЕЖЕЛАНИЯ ПОТЕРИ ВЛАСТИ БАКИЕВЫМ И БАКИЕВЦАМИ!!! Кровь всех жертв на их руках!!! Помните как ушел Акаев? БЕСКРОВНО!!! А имя этого изверга останется в истории как Кровавый Бакиев Бакив-убийца!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# 555 23.06.2011 23:35
вообще то смотрят не на то, кто и как ушел. ушел и ушел. а на то, кто как пришел.как пришли на крови , причем не на своей или своих родственников," любой ценой", так и пролилась дальше кровь в июне 2010 года. и еще неизвестно сколько ее прольется. таким кровавым еще ни один режим не был в кыргызстане.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Abc 24.06.2011 01:41
Замиры еще не хватало для полного счастья.Послом работала молчала,что только очнулась?или валюта закончилась?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Koza 24.06.2011 08:17
Я поддерживаюсь мнения -555-
Бакиева уже не было и нечего с больной головы...
Дело ясное КТО виноват
Только кто ИХ судить будет? Если они даже меж.нар.комиссию послали и обозвали
чуть ли не дураками
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# marfa 24.06.2011 08:40
змаира знает, о чем и о ком пишет. другое дело, что все так называемые журналисты из акаевско - бакиевской эпох вдруг начинают по новой нещадно оппозиционировать. осюда и сайты всевозможные появились, и снова все ратуют за пресловутую свободу слова. Даже смешно. все эти нынешние правды хорошы вовремя, а не тогда, когда лишился портфеля. замире не сидеть в штатах надо было, а ехать сюда в прошлом году. а теперь, перед выборами президента можно и поопозиционировать. а не лучше ли вернуть обратно газету республика. ведь и авторитет у газеты был и журналисты сильные. тогда все ее мнения будут иметь смысл, да еще какой. но все равно рада за замиру, хоть возмращаются в информационное поле настоящие профессионалы своего дела, а не прикормленные недоучки
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Kuma 24.06.2011 10:33
Замира эже права! Временщики натворили все беды в Кыргызстана в 2010 году! Действительно слишком много крови пролили они для того чтобы захватит власть и удержать власть! Спросите у них если у них даже дальный родственник который пострадал в эти дни? Аллах накажет их и это скоро!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# петро 24.06.2011 11:36
а кто ответит за преступления против человечности?! столько людей погибло! стране нанесен огромный материальный ущерб! имидж страны докатился до африканских отсталых Руанда и Сомали...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Марс 24.06.2011 11:51
Классика жанра, однако. Когда при власти с портфелем в руках все мы глухо-немые. Как только забрали портфель, неважно за что, так мы такие честные и принципиальные! Пишем и говорим все что видим! Где была Замира когда Бакиев и Ко измывались над народом! Почему тогда она не проехала по югу и и по стране не опрашивала людей как они живут и сколько они платят например за электроэнергию за хлеб, за паспорт баранам, за соединение сот. связи для жены Макса и тд. и тп. Что занята была? А теперь без должности, значит свободна? Тогда почему не зашла и в кыргызские дома? Потому что западу не интересно о пострадавших кыргызах? Представьте себе если бы она до сих пор сидела бы на своей должности? Вряд ли она поехала бы на юг, как печально.....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Serikbai 24.06.2011 12:43
Замира не заходила в кыргызские дома, потому что НИ ОДИН КЫРГЫЗСКИЙ ДОМ не пострадал. Целенаправленно сжигали и уничтожали дома узбеков. ТО ЕСТЬ ТРАГЕДИЯ БЫЛА СПЛАНИРОВАНА, КЕМ ОБ ЭТОМ ВСЕ ЗНАЮТ - ВЛАСТЯМИ!!!

ЗАМИРА МОЛОДЕЦ! НАКОНЕЦ-ТО ХОТЯ БЫ ОДИН КЫРГЫЗСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЧАЛ ОСОЗНАВАТЬ ПРОБЛЕМУ!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Правда 24.06.2011 12:47
Мы не когда не исправимся.
Замира увидела и услышала во очи, что было на юге и вообще.
Текебаев использовал Батырова, и кинул. С этого всё началось!
Атамбаев кинул всё оппозицию, получил орден из бакиевских рук.
Отумбаева как сыр на масле всё жизнь каталась.
Перечислять лица нашей политики сил не хватит.
Замира написала праву, а коменты для собственного успокоение.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Lion 24.06.2011 16:12
Очередная глупость глупой женщины. Извините за тавтологию. Печально, но она самый типичный образ "современных кыргызок"
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Нуриля 24.06.2011 16:37
Хорошая статья, очень содержательная. Побольше бы таких личностей в КР как Замира эже, нормальных людей, не инфецированных различными болезнями, как национализм, тупизм, ташизм и т.д. Замира эже осознает, что "революционный" путь ВП и ЖК - это путь к гибели, развалу страны, ну третьего путча Кыргызстан не выдержит.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Патриот 24.06.2011 17:26
Замира наверное не знает что этого добродетеля зовут Мамаханов Хайрулло, у которого в 2000 году в доме оперативники нашли 1 тонну наркотиков. А в те дни при обыске было обнаружено около 20 кг. афганского гашиша. И этого наркобарона уважаемая экс посол США выставляет как героя узбекского национального меньшинства да по таким тюрьма давно плачет!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Нуриля 24.06.2011 18:04
Замира наверное не знает что этого добродетеля зовут Мамаханов Хайрулло, у которого в 2000 году в доме оперативники нашли 1 тонну наркотиков. А в те дни при обыске было обнаружено около 20 кг. афганского гашиша. И этого наркобарона уважаемая экс посол США выставляет как героя узбекского национального меньшинства да по таким тюрьма давно плачет!!!

ВЫСТАВЛЯТЬ ГЕРОЯМИ МЫРЗАКМАТОВА, ТАШИЕВА И ДРУГИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РЕЗНИ, ПРОПОВЕДУЮЩИХ НАЦИСТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ И ОБРАЗОВАВШИХ НАЦИОНАЛИСИТЧЕСКУЮ ПАРТИЮ ТОЖЕ НЕ РАЗУМНО!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Реалист 25.06.2011 15:34
Цитирую Марс:
Классика жанра, однако. Когда при власти с портфелем в руках все мы глухо-немые. Как только забрали портфель, неважно за что, так мы такие честные и принципиальные! Пишем и говорим все что видим! Где была Замира когда Бакиев и Ко измывались над народом! Почему тогда она не проехала по югу и и по стране не опрашивала людей как они живут и сколько они платят например за электроэнергию за хлеб, за паспорт баранам, за соединение сот. связи для жены Макса и тд. и тп. Что занята была? А теперь без должности, значит свободна? Тогда почему не зашла и в кыргызские дома? Потому что западу не интересно о пострадавших кыргызах? Представьте себе если бы она до сих пор сидела бы на своей должности? Вряд ли она поехала бы на юг, как печально.....

Что тут возразишь?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Реалист 25.06.2011 15:40
Цитирую Думающий:
Написано конечно хорошо. Но, зная кто это написал, что то не верится в ее искренность.

100% согласен. Во времена Акаева восторгался газетой "Республика"сколько дней до конца правления Акаева. Ну а потом, что мы получили? Где была Ваша принципиальность во времена Быкиева?Получили кусок в виде должности посла и успокоились? Это была Ваша цель?
А жертвы, о которых вы говорите, это результат СМЕРТЕЛЬНОГО НЕЖЕЛАНИЯ ПОТЕРИ ВЛАСТИ БАКИЕВЫМ И БАКИЕВЦАМИ!!! Кровь всех жертв на их руках!!! Помните как ушел Акаев? БЕСКРОВНО!!! А имя этого изверга останется в истории как Кровавый Бакиев Бакив-убийца!!!

А всё потому, что не бывает у нас революций, а бывает перехват власти одной группировки у другой. Группировка, захватившая власть в 2005 году (в которую входила и Замира), потеряла её в 2010-м. Замире, конечно, неприятно. B американцам неприятно - только приручили семейство, а тут - на тебе.Отсюда и поток "беспощадной и принципиальной критики".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Реалист 25.06.2011 15:42
В апреле 2010-го, помнится, Замира Макса в Вашингтоне встречала. Наверняка, визиточками обменялись. Позвонила бы, спросила - он бы, глядишь, ей правду о событиях и рассказал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Temir 06.07.2011 09:08
Замира эжекебиз, Батыровдун заказы менен келгендей ой калтырат. "Кыргыздын душманы -Кыргыз"- деген ушулбу?!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх