×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 69.
Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Люди говорят: Как живется русским в Кыргызстане?

«Вести.Kg» продолжают публикацию интересных сообщений из соцсетей. О том, каково быть «не кыргызом» в нашей республике – наш коллега, журналист Юрий Копытин


Эта, скажем так, исповедь, откровение, уже разошлась множественными перепостами на Facebook, обрастает обсуждениями и ответными мыслями. Мало, кого она оставила равнодушным. Предлагаем и читателям «Вести.kg» познакомиться с нашим коллегой – журналистом, репортером «5 канала» Юрием Копытиным. Ну и, собственно, с его историей. И это мнение, на наш взгляд, сегодня – когда многие представители «малых» этносов, не владеющие кыргызским языком всерьез опасаются за свое будущее и подумывают о том, чтобы покинуть Кыргызстан. 


Иногда встречаю россиян. Приехавших к нам в республику по работе, или на отдых. Как правило, некоторые из них при личной и уже доверительной беседе задают один и тот же вопрос: "Ну, как вы здесь – русские?". Нередко вопрос сопровождается выражением лица с эдаким заведомым сопереживанием, вроде, "Ну, давай, выскажись, наболело наверное". И забавно наблюдать, как мимика резко меняется на удивление, когда звучит ответ -  "Да все хорошо".

Наверное, им хочется услышать жалобы, хочется услышать личную трагедию. Но факт в том, что жалоб и трагедий нет. А на что жаловаться? На то, что я выучился на русском языке в русском классе в русской школе в Кыргызской республике? Что закончил здесь государственный национальный университет, к слову, тоже на русском. В чем трагедия? В том, что я сейчас работаю на главном телеканале страны и в командировках по республике свободно говорю по-русски и меня понимают от Таласа до Баткена? Это ли трагедия?


Часто бывает так, что респондент недостаточно хорошо владеет русским языком. Я задаю вопросы по-русски, он отвечает на кыргызском. Друг-друга понимаем. В редакции делаю дословный перевод и все нормально. Доходит до смешного, люди извиняются за незнание языка. Я такие извинения обрубаю на корню, потому что каждый волен говорить на том языке, на котором ему в его окружении, в его быту и семье это удобнее.


И сердце мое не щемит при виде березок и в голову не приходит "Эх, Русь матушка". Я здесь дома. Я здесь родился. Россию видел один раз, мне там очень понравилось, но Родиной я её не чувствую и не считаю. Родина от слова род. А мой род с конца позапрошлого века, где-то с 1860-70 годов, ведет свою историю с Кыргызстана.


Мой зять кыргыз. И наша семье его очень любит. А почему она должна его не любить? Причин не вижу. Он мог быть корейцем, русским, узбеком, или евреем. Вопрос не в нации – человек хороший. Его родители любят нас и когда они приезжают в Бишкек - это всегда долгие и интересные вечера. Доходило до забавного, как-то с зятем взялись разбираться в кыргызских традициях, и он со смехом, признал, что я их знаю лучше. Знаю, потому, что студентом подрабатывал на съемках свадеб и учился понимать мой народ, не отрываясь от работы. К слову, фотограф ты, или оператор, но с кыргызской свадьбы голодным ты не уйдешь. Никогда. Я был в этом бизнесе почти три года. Ни с одной кыргызской свадьбы или тоя голодным меня не отпускали, несмотря на оплату и договор. Деньги-деньгами, работа - работой, а гостеприимство никто не отменял. С русских свадеб бывало возвращался натощак. Братья-славяне, не в обиду, но такое правда бывало. Поработайте над этим.


Кыргызские традиции это то, что я люблю. Могу говорить о них часами. Не эксперт, конечно, но кое-что знаю. На эту тему вспоминается одна история. Дело было в офисе представительства Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» в Кыргызстане. Это наши ветераны, многие годы отдавшие службе в госбезопаности, мои друзья. Проводили поминки по погибшим бойцам «Альфы». Экс-заместитель командира спецназа «Скорпион» разделывал приготовленного барана, раздавал устуканы. Я стоял рядом и разговаривал с другим офицером. В этот момент он протянул мне вареный бараний глаз, а я то ли заговорившись, то ли не поняв происходящего, любезно отодвинул его руку и продолжил беседу. Повисла тревожная минута молчаливого ожидания, после чего командир задал один вопрос: «У нас с тобой какая-то проблема?». Мне очень быстро напомнили, что это не просто закуска, а знак того, что меня хотят видеть чаще. Мой собеседник сказал, как отрезал «Юр, ну ты блин даешь, как будто не наш».


Наш и не наш. Я никогда не чувствовал, не чувствую, и, наверняка, не буду чувствовать себя в Кыргызстане не своим. Просто потому, здесь свой особый климат, здесь своя особая культура и свой особый быт. Все перемешено. Вместе празднуем Нооруз, вместе празднуем Пасху. После обеда в кругу друзей кыргызов складываем ладони и произносим молитву. Вы может быть удивитесь, но в православных храмах не трудно увидеть кыргызов, которые в свою очередь, набирают святую воду. Да, они верят, что она исцеляет тело и душу.


Здесь вера людей обрела свои особые очертания и свой особый смысл. Помню, как первый раз оказавшись в Оше на Сулейман-Тоо, я не стал заходить в мечеть, ту самую, которая на самом верху горы. Мои друзья мусульмане зашли, я остался у порога. Не прошло и минуты, как выглянул мулла и спросил: «Чего не заходишь?». Я ответил, что я православный и, наверное, это будет не правильно по отношению к тем, кто молится внутри. Ответ был коротким: «Зайди. Ты к Богу пришел, а не к ко мне. Не знаешь, как молиться по-мусульмански, я буду молиться за тебя». С другой стороны, есть в Оше настоятель православного храма, который пускает мусульман в церковь читать намаз, когда те не успевают в нужное время оказаться в мечети. На мой вопрос, ответ был тот же – «Бог один».


Отдельного внимания заслуживает природа нашего дома. Горы. Когда оказался в Москве, долго всматривался в горизонт и не мог понять, чего мне так не хватает. Гор. С ними у меня отдельная история. Как-то в школе с друзьями пошли в поход за грибами в Чолпон-Атинское ущелье. Поднялись очень высоко. И где-то там, почти под ледниками нам встретился аксакал, лет восьмидесяти, наверное. Он остановил меня, всмотрелся в лицо и спросил: «Алтыным, Митька Копытин тебе кем приходится?» Я вначале даже растерялся, а потом ответил, что это мой родной дед. «Золотой был человек, ты похож на него молодого, очень». Аксакал перекурил и пошел дальше по тропе, а стоял и вспоминал рассказы бабушки о деде. Дмитрий Васильевич после войны и почти до самой смерти работал зоотехником в Чолпон-Атинском конезаводе. Половину жизни провел на джайлоо, выкупал лошадей для восстановления кыргызской породы, отвозил овощи, сахар и все необходимое для чабанов. Дед умер в начале 90-х, эти горы помнят его до сих пор.
И знаете, это по-настоящему многонациональная страна, со всеми вытекающими из этого позитивными моментами. О негативных мы сейчас говорить не будем. Да, есть дураки, которые время от времени поднимают национальный, религиозный, или языковой вопросы. Но мы то с вами знаем, что они дураки, и они есть в любой стране. А с дурака и спрос другой. На этом тему негатива закроем.


Это наш дом, каждого из нас. Нам не суждено родиться в другом месте. И не нужно. В наших с вами силах сохранить его таким, какой он есть и где нужно, сделать еще лучше. И мы с вами сами знаем, где его можно сделать лучше и как. Кыргызстан, я тебя люблю и совершенно не понимаю вопросов людей: «Как вы тут?», которые приезжают к нам впервые. Мы тут дома.



Юрий Копытин,  Facebook
Фото www



Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# Кыргыз 11.07.2016 11:04
автору письма! ты красавчик! дай бог здоровья тебе и твоим родным и близким! я думаю, если все этносы в Кыргызстане будут себя считать истинными кыргызстанцами - наша страна поднимется и будет лучшей в мире!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Коляныч 11.07.2016 11:44
Автор молодец! Полностью поддерживаю!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Тимур 11.07.2016 12:04
В 2008 году в Мюнхене гостил у бывшего нашего земляка из Чалдовара кыргызского немца , к тому времени он там проживал где-то ок. 8- 10 лет и он мне говорить " Я немец и живу на немецкой земле , но я не чувствую себя как дома , моя Родина Кыргызстан " ... так вспомнилось .. Автору респект ...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Вадим 11.07.2016 12:11
Всё у нас в Кыргызстане хорошо, все трудности преодолеем вместе.Кризис не может быть вечным. Но обращаюсь к титулам. Вы сами не делитесь на рода -племена, на южных и северных, на городских и мырков, тогда побыстрее страна встанет на ноги,а вместе с ней и мы все,независимо от национальности и знания языка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Актан 11.07.2016 13:53
Автору огромное спасибо за объективную статью. Все в точку. Я сам в силу разных обстоятельств поменял 3 русские школы в тогдашнем Фрунзе. Кыргызы были в меньшинстве, но в советские годы нам даже в голову не приходило делиться на национальные группировки. Когда о[упс, чуть не ругнулся]ивал школу в 90-м году в классе было двое парней кыргызов, остальные русские, евреи, узбек, казах и т.д. До сих пор дружим, хотя жизнь всех разбросала, от КР до РФ и США.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# куршаб 11.07.2016 15:06
Да, ладно! песни ашевские петь...
Лоск драить там где его не найти и не будет.Так хорошо, что 90% русских выехало и продолжает имигрировать
Я тоже здесь родился-1945г. И между прошлым и настоящим огромная пропасть. Откровенная дискриминация. и поколения которые выросли за годы перестройки озлобленные хамы.
Заказная статья. противно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Сергей 11.07.2016 23:03
Цитирую куршаб:
Да, ладно! песни ашевские петь...
Лоск драить там где его не найти и не будет.Так хорошо, что 90% русских выехало и продолжает имигрировать
Я тоже здесь родился-1945г. И между прошлым и настоящим огромная пропасть. Откровенная дискриминация. и поколения которые выросли за годы перестройки озлобленные хамы.
Заказная статья. противно


Полностью согласен с вашими словами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# эрнист 12.07.2016 08:35
А тем кто здесь живется плохо, и чувствуют дискриминацию, наверное они по жизни неудачники. Вы и другом стране остаетесь неудачником.)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ринат 12.07.2016 11:21
Цитирую Сергей:
[quote name="куршаб"]Да, ладно! песни ашевские петь...
Лоск драить там где его не найти и не будет.Так хорошо, что 90% русских выехало и продолжает имигрировать
Я тоже здесь родился-1945г. И между прошлым и настоящим огромная пропасть. Откровенная дискриминация. и поколения которые выросли за годы перестройки озлобленные хамы.
Заказная статья. противно


Полностью согласен с вашими словами.
На бочку меда , всегда найдется ложка дегтя . Отстойные , старперы ........
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# нур 12.07.2016 14:00
спасибо за добрые искренние слова.был бы ты рядом обнял бы тебя как обнимаю всех своих русских друзей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# kenesh 12.07.2016 19:53
Денег нет, но вы тут держитесь))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# земляк 12.07.2016 20:18
Читал, а мне казалось, что говорю с Юрой. Спасибо, братишка, за любовь к своей Родине, за то, что ты умеешь ценить человеческие отношения, за искреннее сердце и душу...Долгих тебе лет, и никуда не уезжай, никогда...Даже если я тебя не знаю, мне будет очень жаль... Не верьте злому эху, не повторяйте голоса бездумных....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Искен 12.07.2016 23:41
Все от человека зависит. Чел с доброй душой притягивает добрых, не добрый значит притянет себе подобных. Все будет хорошо. Сознание людей растет, сейчас много людей из страны выезжают что бы мир посмотреть и поработать. Соответственно и сознание и мировозрение граждан тоже расширяется. Все преодолеем. Я кыргыз но не националист. Очень грустно видеть и слышать негативные разговоры людей в адрес других национальностей. Здесь родился? Значит это твоя Родина не зависимо от национальности. Можешь смело отстоять свое или просто через ухо пропусти весь негатив. Кыргызом или русским или узбеком или другой нац. родился ЗНАЧИТ ТАК ТВОЯ ДУША ЗАХОТЕЛА родиться именно в Кыргызстане. И не надо обижаться на людей с микро сознанием.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# baikal 13.07.2016 02:35
Откровенная дискриминация всех русскоговорящих, к примеру ТЭЦ г ОШ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# доцент. 13.07.2016 02:45
Руководству страны пора обратит внимание на проблему русских. Откровенная дискриминация руководством ТЭЦ г. ОШ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Турат 14.07.2016 11:19
Огромное Спасибо,я искренне верю Вам и очень хочу чтобы Братья Славяне в Киргизии были всегда ДОМА.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Борис 20.07.2017 16:40
Киргизскую душу надо понимать и чувствовать, если ты к нему с душой, то и он тебе ответит добротой. В этом отношении Юра прав, большая часть киргизов это родные братья, сестры, братья по разуму. Иногда за чаркой ловлю себя на мысли, что мне без разницы, киргиз напротив меня или русский, ты находишься с ним на одной волне, понимаешь, разговор, логику, мышление одинаковое, иногда про себя думаю, почему не женился на киргизке, зная какие они прекрасные жены. Каждое слово в данной статье правда, полностью поддерживаю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх