Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Железная дорога КНР – КР – Руз: «Наименее выгодный вариант для Китая и совершенно невыгодный для нас»

Как Узбекистан может сделать трансконтинентальную магистраль окупаемой?

Железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» для доставки товаров в Европу невыгодна даже КНР, не говоря уже о Кыргызстане. Таким мнением с Vesti.kg поделился независимый эксперт Азамат Такырбашев.

Он уверен, что Китай остановил свой выбор на высокогорном и более отдаленном Кыргызстане исключительно по геополитическим причинам.

- Это наименее выгодный вариант для Китая и совершенно невыгодный для нас, - пояснил эксперт. – Слишком дорого строить и вряд ли когда-нибудь окупится. Так КНР создает себе альтернативные российским и казахстанским дорогам направления. Но даже в этом случае ему удобнее проложить ветку через Иркештам. Это Кыргызстан еще при президенте Аскаре Акаеве предложил выбрать Торугарт.

Такырбашев указал, что казахстанские линии Достык и Хоргос могут принять более 20 млн тонн грузов, в то время как сейчас по ним перевозят едва 10-11 млн тонн. Это означает, что соседняя страна вряд ли «отдаст» нам часть своего товаропотока для загрузки новой дороги. То же самое можно сказать и про российскую Транссибирскую магистраль.

Эксперт по инфраструктурному развитию Центральной Евразии Кубат Рахимов в разговоре с Vesti.kg указывает на другую сторону вопроса.

В Китае, объясняя свою позицию в вопросе грузотовароперевозок Азия – Европа, указывают на три трансконтинентальных «моста», каждый из которых имеет свою специализацию и другой не заменяет: первый и есть та самая Транссибирская магистраль, второй – уже не одно, а два железнодорожных направления в Казахстане – Достык на севере и Хоргос на юге страны. Ну а третий мост – как раз железнодорожная ветка через Кыргызстан в Ферганскую долину, а через Узбекистан в сторону Турции и Ирана или еще не существующей трансафганской железной дороги.


Казахстанские ветки уже в ближайшем будущем не смогут принять больший поток товаров, говорит Рахимов, и дело тут не в «отсталости» Центральной Азии. «Пробка» образовалась бы уже в Европе – в том же Бресте, как сейчас, или в портах Балтийского моря. Так что лишней железная дорога не будет, уверяет он.


Поэтому строительство магистрали через территорию нашей страны и возможная потеря Казахстаном части грузопотока с запуском линии «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» - не воровство у второго трансконтинентального «моста» блестящего будущего, отмечает эксперт.

- Но чтобы построить эту дорогу, нужно соблюсти некоторые финансовые и геополитические вопросы, потому что технические уже почти соблюдены, - отметил эксперт. – Другими словами, два вопроса: за чей счет банкет? Как устранить геополитические противоречия?


Рахимов пояснил, что сегодняшний внешний долг Кыргызстана не позволяет дать застройщику государственную гарантию. Чтобы реализация масштабного проекта вообще состоялась, эксперт по транспортной инфраструктуре предлагает создать международный консорциум.


Узбекистан, по его мнению, должен дать застройщику не менее 50 процентов своих государственных гарантий. Кыргызстан мог бы иметь 10-15 процентов акций, предложив государственно-частное партнерство в строительстве и занявшись подготовкой инфраструктуры: трансформированных земельных участков, подведением электричества. Также помимо КНР, Турции, Ирана и России в проекте могли бы принять участие международные финансовые организации, рассуждает Кубат Рахимов.

Причем именно Узбекистан, взяв на себя такие обязательства, может сделать железнодорожную ветку окупаемой, повторяет он. Потому что кыргызстанскими товарами ее не забить – их просто нет в нужном количестве.

А чтобы устранить геополитические противоречия, следовало бы включать в переговоры и другие страны, чьи интересы затрагивает новая магистраль: например, Россию и Казахстан, считает Рахимов.

- Обсуждать это надо широко, а не кулуарно, - говорит он. - Этот маршрут влияет на интересы РФ. Россия хочет соблюсти баланс интересов в регионе, а его можно было бы достичь, если бы Узбекистан вошел в Евразийский экономический союз. Это сняло бы много вопросов. Но пока это гипотетически возможно, поэтому сейчас важнее вести речь о государственных гарантиях со стороны Республики Узбекистан по проекту ККУЖД.

По мнению Кубата Рахимова, уже назрело проведение международной конференции в Бишкеке с участием специалистов в области политики, финансов, геополитики, экономической географии и прочих.

- Чтобы, наконец, решить, быть или не быть дороге, - объясняет он.

Впрочем, Азамат Такырбашев напоминает, что после последнего визита в Китай президент Сооронбай Жээнбеков заявлял, что стороны склоняются к государственно-частному партнерству и международному консорциуму вместо предыдущего варианта – полностью возложить обязанности по строительству на КНР и после расплачиваться месторождениями.

- Тот вариант даже бывший премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, сторонник тесного сотрудничества с Китаем, отверг, - напомнил эксперт. – Но сейчас подозрения вызывает одно: зачем «Кыргыз Темир Жолу» срочно засекретило проект строительства дороги в прошлом году? Есть, что скрывать?

По его мнению, приоритетным для Кыргызстана должно быть развитие внутренней сети железных дорог.

- У нас есть проект строительства ЖД «Балыкчи – Кара-Кече», проект модернизации имеющихся дорог, проект их электрификации, - говорит Такырбашев. –  Но мы просто все забросили. Ни метра не построено, не модернизировано, не электрифицировано.

Ольга Федорчук
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# Кира 06.02.2019 11:26
У клана мозгов не хватит довести это дело до конца. Узбеки, казахи, русские и китайцы просто не хотят работать с нашим презом по большим проектам, тупо не доверяют... Кинет еще.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Тургун 06.02.2019 17:41
Цитирую Кира:
У клана мозгов не хватит довести это дело до конца. Узбеки, казахи, русские и китайцы просто не хотят работать с нашим презом по большим проектам, тупо не доверяют... Кинет еще.

Зато лучше чем Алкаш Атамбаева!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Жибек 06.02.2019 17:48
Похоже ты имеешь виду Атамбаева, да ты прав у него мозгов не хватило, по этому наши партнеры не хотели продолжить разговор по поводу ЖД, вот только и начали возобновит разговор по строительстве ЖД, до этого они видели что если построит дороги сейчас то Атамбаев точно забрал бы часть выделенных средств на себя и построили бы они половину дороги, например, как Север-Юг.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Жибек 06.02.2019 17:49
Похоже ты имеешь виду Атамбаева, да ты прав у него мозгов не хватило, по этому наши партнеры не хотели продолжить разговор по поводу ЖД, вот только и начали возобновит разговор по строительстве ЖД, до этого они видели что если построит дороги сейчас то Атамбаев точно забрал бы часть выделенных средств на себя и построили бы они половину дороги, например, как Север-Юг
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Гость 06.02.2019 12:26
Когда и где будет конференция?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Гость 06.02.2019 13:29
Когда и где будет проводится конференция?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Назарбек 06.02.2019 15:40
Если не засекретить проект дороги то начнётся скупка земель по предполагаемому маршруту с целью перепродажи её строителям по крайне завышенной цене.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Айбек 06.02.2019 17:40
Атамбаев Кытайга карыз кылып, бизди байлап бербегенде катуу талаптар коюлмак. Азыр кынк эте албай турган кылып салган Алкаш!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Позор АША 06.02.2019 17:40
АША опозорил не только себя но и вес Кыргызстан, он так тупо хвалил себя себе перед Путином, и ещё один момент когда поехал в Индии это просто был бум, прикинь, как он не до думался что позорят Себя и Кыргызстан.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Надо Каракече-Балыкч 07.02.2019 12:33
Надо Каракече-Балыкчы ЖД ветку строить, тем самым таская дешевый уголь в Чуй-Иссыкуль и Бишкек. Дальше уже строить Каракече-Джалаабад, и таскать уголь на Юг КР. И только потом уже соединять Каракече с Торугартом ЖД-веткой.

А ЖД ветку Иркештам законадательно запретить навсегда, т.к. это не отвечает интересам Кыргызстана ни на грамм.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Боорсоков 07.02.2019 13:12
Кубат Рахимов грамотный эксперт, уже не одну "собаку съел" на этой теме. Но почему у нас принимают решения не умные люди, а безмозглые политиканы или откровенные жулики? Я бы выступил за строительство железной дороги вокруг Иссык-Куля! Это очень полезный был бы проект, но не дизеля пускать по ней, а ЭЛЕКТРОвозы. Это было бы лучшим экологическим решением. Даешь электрички! Самый эффективный наземный транспорт.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Куба 04.06.2020 11:44
Железные дороги планируется строить через высокогорные пастбища Кыргызстана.
Высокогорный пастбища - это сокровища Кыргызстана. Ввиду особенностей на выпасе животные уже за пару месяцев набирают запасы жира пригодные для выживания на целый последующий год.
При строительстве железных дорог на высокогорных пастбищах тут и там несомненно будут строиться огромное количество камнедробильных цехов. Каждый камнедробильный цех приведет в непригодность минимум 1 квадратный километр пастбища. По обеим сторонам вдоль железных дорог выйдет из пользования полоса шириной минимум в сто метров. (200 метров надо умножить на длину жд).
Поезда будут ходить не электрические, а на дизельных двигателях. Влияние длительного воздействия на экологию таких паровозов можно наблюдать вдоль жд в Казахстане - все вдоль дорого в несгоревших мазутных осадках.
Иными словами, железные дороги через высокогорные пастбища - колоссальный ущерб не только экологии, но и животноводству. Короче, Они потеряют статус пастбищь. Есть опасения, что они восстановлению не подлежат.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх